AgriTech Materials

Глава 3. Анализ текущего состояния развития Цифровизации

III. Выделенные приоритетные под-направления (перспективные ниши), а также приоритетные продукты/услуги и технологические решения в рамках перспективных ниш
Исходя из мировых трендов развития цифровизации, а также основываясь на текущем состоянии данного направления в Казахстане, определены следующие перспективные ниши:
Обоснование выбранных перспективных ниш
Формирование единого информационного поля для субъектов агропромышленного комплекса РК и доступа к сервисным услугам
Формирование единого информационного поля для субъектов агропромышленного комплекса РК и доступа к сервисным услугам является возможным при условии создания государственными органами условий для развития цифровизации АПК. Для этого необходимо осуществить:
1) Обеспечение доступа к государственным данным (АИС ГЗК, Казгидромет, БНС АСПИР, ИС МСХ, Сводки МСХ, РНТД МНВО)
2) Обеспечение полноты и качества государственных данных
3) Создание инфраструктуры
4) Обеспечение стабильной государственной политики в области АПК

Обеспечение доступа к государственным данным
Отсутствует единая прозрачная система предоставления доступа к государственным базам данных, к таким как:
− АИС ГЗК
− Казгидромет
− Статистика
− Сводки МСХ РК
− ИС МСХ РК
− РНТД
В случае научных исследований отсутствует доступ к результатам научно-технической деятельности и соответственно эффект от научных исследований минимальный. Результаты РНТД недоступны для фермеров и it компаний.
Обеспечение полноты и качества государственных данных
Качество государственных данных делает затруднительным, а иногда и невозможным интеграцию их в информационные системы. Разное содержание, полнота, форматы данных не всегда подходят для прямой интеграции.
Это касается практически всех отраслей, неполнота этих данных как уже было отмечено, нестандартизированность и неформатированность данных, то есть форматы не совсем удобные, не всегда можно получить доступ к этим базам данных.
Информация о сельском хозяйстве не стандартизирована. Однако уже имеются готовые стандарты и рекомендации, которые можно применить в отношении всей информации, касающейся сельского хозяйства чтобы стандартизировать форматы этих данных.
Создание инфраструктуры
• Интернет
Одной из ключевых проблем является недостаток инфраструктуры, начиная от интернета, заканчивая единых каналов связи с клиентами. Уже несколько лет мы говорим о том, что интернет или каналы связи в сельских территориях не обеспечивается. Сейчас даже сельские населённые пункты не все охвачены интернетом. А нам необходим охват интернетом всех сельхоз угодий.
Это не всегда решаемая задача и здесь, вот эта наработка - беспроводная сеть LoraWan имеет достаточно хорошие перспективы. На основе LoraWan или других таких беспроводных сетей можно было бы организовать ведомственные сети передачи данных.
•Система предупреждения рисков (климат, вредные организмы, логистика и т.д.)
У фермеров имеется недостаток базы знаний, проблемы со сбытом и есть риски, которые они не могут учесть. В особенности климатические риски и риски, связанные с болезнями и вредителями, которые необходимо решить.
Обеспечение стабильной государственной политики в области АПК
• Разработка долгосрочной политики на основе моделирования
Согласно стратегических документов выявлен тренд - нестабильность государственной политики. С каждым документом, к сожалению, меняются приоритеты, меняются перспективы и нет стабильной линии, оси государственной политики.
Из деятельности Министерства сельского хозяйства РК также выявлен тренд, что в целом деятельность министерства больше направлена на решение внутренних задач государственного органа.
• Трансформация системы оценки текущей ситуации и мониторинга изменений
Одной из достаточно больших проблем является оценка текущей ситуации. Дело в том, что на сегодняшний день оценка проводится двумя способами. Первое - это идёт сводка от сельского округа в район, в область и на республику. Акиматы сельских округов обзванивают сельхозтоваропроизводителей и в устном порядке собирают информацию: в первую очередь, информацию о текущей деятельности. По пути эта информация искажается, существует проблема влияния человеческого фактора.
Выполнение вышеуказанных условий позволит объединить все информационные ресурсы в единой информационной системе, обеспечивающей доступ к существующим государственным базам данных, и оказывающей платные услуги по обеспечению доступа к государственным данным:
− Автоматизированной информационной системы Государственного земельного кадастра (АИС ГЗК)
− Казгидромет
− Бюро национальной статистики АСПИР
− Сводки Министерства сельского хозяйства
− Информационных систем Министерства сельского хозяйства
− по результатам научно-технической деятельности (РНТД)
− по объектам интеллектуальной собственности
− о существующих мерах государственной поддержки (льготное кредитование, предоставление грантов стартапам и т.п.)
Создание единой информационной системы, обеспечивающей доступ к существующим государственным базам данных, будет способствовать формированию единого информационного поля для субъектов АПК. Данные по наличию и доступности земель, статистические данные, данные о погоде, происшествиях, эпидемиях, о предоставляемых мерах поддержки АПК, о РНТД помогут фермерам принимать решения, связанные с их деятельностью. Вместе с тем, создание единой системы, обеспечивающей доступ к государственным данным, позволит создавать необходимые для АПК цифровые продукты, работа которых будет зависеть от доступа к указанным данным.
Формированию единого информационного поля для субъектов АПК также будет способствовать создание способов прямого и легкого взаимодействия фермеров с государственными органами. Существующие проблемы в большей степени касаются малых и средних фермеров. Фермерам очень часто приходится обивать пороги различных государственных органов на уровне административных районов и областей.
При этом, низкий уровень грамотности фермеров не позволяет порой в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, оформить земельные участки, получить различные разрешающие документы.
Очень часто, фермер не владеет требованиями законодательства в различных областях.
В Казахстане имеется опыт работы с населением через ЦОНы. Данный опыт возможно расширить в направлении фермеров с охватом полной консультации и сопровождения. Для этого предлагается создать:
• Единое окно взаимодействия со всеми государственными органами через Центры обслуживания фермеров (ЦОФ) по аналогии с деятельностью Центров обслуживания населения (ЦОН) Формированию единого информационного поля для субъектов АПК также будет служить обеспечение доступа фермерам и предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции онлайн доступа к финансовым ресурсам (бесплатная услуга).
Отдаленность от областных центров, городов республиканского значения, низкий уровень грамотности фермеров не позволяет порой в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, владеть полной информаций об имеющихся финансовых инструментах. Фермер также не владеет требованиями законодательства в различных областях, не имеется доступа к базе нормативных документов, не имеет компетенций по работе с ними.
Все эти проблемы и ограничения возможно решить исключительно с помощью цифровых технологий, создав единую информационную систему, которая бы стала платформой для оказания бесплатных услуг по предоставлению:
− субсидий и других мер государственной поддержки (субсидии МСХ, льготное кредитование, субсидирование ставок вознаграждений, предоставление грантов стартапам, гранты на коммерциализацию РНТД и т.п.);
− кредитов банками второго уровня;
− страхования.
Вместе с тем, существуют и другие основные факторы/ проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства Казахстана, решение которых также зависит от формирования единого информационного поля для субъектов АПК.
Согласно исследованиям ТОО «Аналитический центр экономической политики в АПК» (ТОО «АЦЭП») Министерства сельского хозяйства РК в сфере отечественного растениеводства и животноводства высока доля экстенсивных методов с низким уровнем актуальных и прогрессивных агротехнологий, что приводит к низким показателям.
При этом главнейшим фактором является низкое качество семенного материала и низкое использование породистых животных.
Низкое качество семян и генетического материала животных дополняет низкий уровень компетенций, в том числе цифровых, а также несоблюдение агротехнологий.
Таким образом, исходя из указанных проблем, является необходимым создание информационных ресурсов, где будут конвоироваться данные, необходимые для фермеров, а именно:
1) Единая информационная система, обеспечивающая доступ к базе семян (Услуги по предоставлению онлайн доступа к базе семян (платная услуга)
2) База данных племенных сельскохозяйственных животных, с определенными селекционными признаками, в том числе:
• Единая информационная система по учету и анализу основных селекционных признаков сельскохозяйственных животных
• Единая информационная система по расчету племенной ценности сельскохозяйственных животных
• Единая информационная система по генетической паспортизации сельскохозяйственных животных
3) Единая информационная система, предоставляющая доступ к знаниям (Услуги по предоставлению фермерам онлайн доступа к базам знаний (бесплатная услуга), а именно:
• об имеющихся технологиях производства (описание, возможности), их разработчиках, контактных данных
• об имеющейся отечественной сельскохозяйственной техники (описание, возможности), их разработчиках, контактных данных
• об имеющихся мерах государственной поддержки, предоставляемых субъектам АПК всеми имеющимися субъектами, предоставляющими меры государственной поддержки предпринимательства
• о нормативных правовых документах в сфере регулирования АПК, государственной поддержки, а также о стратегических и программных документах и проводимой государственной политике в сфере АПК
• об имеющихся НИИ, офисов коммерциализации и проводимой ими работе, имеющихся разработках • о проводимых обучающихся мероприятиях и семинарах, об имеющихся центрах компетенций
• о потенциальных зарубежных рынках сбыта, а также внутренних каналах сбыта продукции на внутреннем рынке.
Для использования фермерами цифровых решений необходимо проводить четкую политику по повышению их компетенций.
Необходимо создавать различные программы повышения квалификации кадров, которые будут двигать сельскохозяйственное производство вперед, привлекая на предприятия новых специалистов.
Для этого, необходимо обеспечить:
• Создание региональных сетей повышения квалификации
• Проведение ежегодных региональных семинаров с полным покрытием расходов для мелких фермеров • Функционирование платформы - База знаний
• Подготовка и повышение квалификации кадров Ключевой тенденцией развития сельского хозяйства является формирование эффективного человеческого и социального капитала с нужным уровнем информационного обеспечения и прозрачности информационных потоков, высокоорганизованной институциональной среды, с минимальными трансакционными издержками, построение системы направлений и меры развития сельского хозяйства с соответствующей ориентацией на цифровую экономику.
Цифровые решения, направленные на повышение конкурентоспособности субъектов АПК
Данное направление предполагает разработку IT компаниями приложений и других цифровых решений, а именно:
Системы поддержки принятия решений
Согласно выявленного тренда, ранее технологии были направлены на автоматизацию сельскохозяйственных работ, то теперь уже развивается в сторону систем поддержки принятия решений. У фермеров недостаточный уровень квалификации в области сельского хозяйства. Многие не имеют аграрного образования. В случае мелких фермеров для найма специалистов (агроном, ветеринар и т.д.) не хватает средств. Необходимо развивать платформы онлайн специалистов - помощников на основе искусственного интеллекта, которые будут оценивать ситуацию и подсказывать правильные технологические решения
Приложения по обеспечению доступа на рынок
На сегодняшний день во многих регионах фермеры самостоятельно объединяются в WhatsApp группы и обмениваться знаниями, продают продукцию и получают услуги сельхозники. Но возможности WhatsApp группы очевидны. Чтоб найти прошедшее объявление придется немало потрудится. Необходимо развивать полноценные платформы, со всеми функциями, возможностями, так чтобы было удобно фермерам.
Система прослеживаемости продуктов «от фермы до прилавка»
Практика прослеживаемости позволяет получать достоверные данные для соблюдения стандартов прослеживаемости и учета аспектов питательных характеристик пищевых продуктов. Решения помогают оптимизировать цепочку поставок продовольствия и логистику (например, посредством точных прогнозов урожая), облегчают и ускоряют тестирование сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, а также позволяют детально и почти в режиме реального времени прослеживать перемещение различных продуктов и материалов.
Одним из направлений в области прослеживания перемещения пищевых продуктов является внедрение и автономное применение технологии блокчейн, в частности, для управления в цифровом формате цепочкой поставок.
Цифровые решения по автоматизации бизнес-процессов
Автоматизация бизнес-процессов в фермерских хозяйствах позволит оптимизировать бизнес-процессы, увеличить производительность труда, сократить издержки, что является основными составляющими повышения конкурентоспособности субъектов АПК.
Унифицированные платформы для интеграции различных сиcтем
У крупных хозяйств намечается тенденция к интеграции различных систем различных приложений, оборудования, датчиков в единую систему, то есть уже создаётся цифровая экосистема.
AgriTech. Цифровизация