GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Энергоэффективность 2.

Кроме того, особого внимания в новом Экологическом Кодексе удостоилась не только плата за эмиссию в окружающую среду, но и целевое расходование средств бюджета на природоохранные мероприятия. В действующем законодательстве отсутствует обязательность целевого расходования поступивших платежей за эмиссии на природоохранные мероприятия. В результате только около 45% поступающих средств местные исполнительные органы распределяют на охрану окружающей среды. Кодексом предусмотрено, что местные исполнительные органы обязаны финансировать природоохранные мероприятия (в том числе направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности) за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%.

Исходя из всего выше указанного можно сделать вывод, что новый Экологический Кодекс Республики Казахстан в ближайшее десятилетие станет основным стимулом процесса энергосбережения и повышения энергетической эффективности на крупнейших промышленных предприятиях Казахстана.

Стимулирующие законодательные меры и финансовые инструменты для развития GreenTech

В рамках реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности был проведен анализ практической реализации Закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности, проведены ряд встреч с представителями бизнеса, где были обсуждены вопросы дальнейшего развития системы энергоэффективности.

По итогам проведенного анализа и обсуждения был выявлен ряд вопросов, требующих ужесточения или, напротив, смягчения регулирования.

В этой связи, основными направлениями совершенствования системы энергосбережения являются:

  • Государственный энергетический реестр (ГЭР);
  • Энергосервисные договора;
  • Региональная политика;
  • Государственный контроль и надзор;
  • Создание стимулирующих механизмов для развития и внедрения энергоэффективных технологий.

Совершенствование системы энергосбережения предлагается по двум направлениям – для частного и государственного секторов.

Для частных юридических лиц предлагаются такие меры, как:

  • частичное исключение жестких норм регулирования (например, уменьшение количества лиц, обязанных провести энергоаудит, сокращение количества предоставляемой информации),
  • профилактический контроль (в соответствии с законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»),
  • внедрение в штате ответственных лиц по энергосбережению и повышению энергоэффективности (для крупных предприятий),
  • передача контрольных функций в уполномоченный орган по вопросам электроэнергетики (в отношении электрических станций),
  • создание стимулирующих механизмов (финансовая поддержка, налоговые льготы).

Для совершенствования регулирования государственного и квазигосударственного секторов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности предлагаются такие меры, как:

  • полный мониторинг энергопотребления субъектами государственного и квазигосударственного секторов (расширение охвата ГЭР),
  • расширение перечня энергопотребляющих устройств с целью соблюдения требований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности,
  • принятие мер жесткого регулирования данной сферы (усиление ответственности руководителей, соблюдение нормативов энергопотребления).

Вместе с тем, необходимо отметить, что немаловажную роль в реализации политики энергосбережения играют также вопросы энергоаудиторской деятельности, обучение кадров, региональная политика, а также вопросы жилищно-коммунального хозяйства.

Для экономии энергоресурсов в бюджетном секторе, как было отмечено, необходимо пересмотреть нормативы энергопотребления для государственных учреждений и установить ответственность за их несоблюдение, а также установить запрет на закуп оборудования, не соответствующего требованиям по энергоэффективности при осуществлении ими государственных закупок.

Учитывая наличие большого числа обязывающих инструментов, для совершенствования системы энергосбережения в Казахстане предлагается предусмотреть и стимулирующие механизмы.

Для снижения финансовых нагрузок на бизнес, а также повышения привлекательности в реализации энергоэффективных проектов, предлагается в Единую программу поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса» внести дополнения в части предоставления финансовой поддержки в виде субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования по кредиту, направленного на энергоэффективность.

Другими мерами государственной поддержки предлагается предусмотреть такие механизмы, как частичное возмещение затрат на реализацию энергосервисными компаниями энергосберегающих мероприятий, предоставление налоговых льгот, предоставление возможности заключения энергосервисных договоров без применения норм Закона РК «О государственных закупках». Данная мера существенно высвободит бюджетные средства, направленные на модернизацию государственных объектов, за счёт привлечения инвестиций через энергосервисный контракт.

Справочно: Энергосервисный контракт предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией комплекса работ направленных на реализацию мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на предприятии заказчика за счет привлеченных энергосервисной компанией средств (собственных, кредитных), с возмещением собственных расходов из фактически достигаемой экономии энергозатрат после энергомодернизации.

Анализ финансовых инструментов для поддержки проектов по энергоэффективности

Опыт немногочисленных реализованных энергосберегающих проектов в Республике Казахстан показал, что основными источниками финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности являются:

  • собственные средства организаций (амортизация и прибыль);
  • привлеченные средства (кредиты банков и лизинг).

Дополнительными источниками финансирования энергосберегающих мероприятий могут являться:

  • бюджетная поддержка;
  • энергосервисные контракты и государственно-частное партнерство;
  • специализированные программы банков;
  • специальные фонды содействия энергоэффективности.

Бюджетная поддержка

Для бюджетных организаций источником средств выступают бюджеты разных уровней. Формальные и неформальные условия получения бюджетных средств хорошо известны.

В соответствии с законодательством, бюджетные организации ограничены в своих возможностях распоряжения имуществом, совершения сделок и привлечения заемных средств. Для оформления договорных отношений с ЭСКО в таких условиях требуется участие главного распорядителя бюджетных средств. Жилищно-коммунальные предприятия и курирующие их госорганы не готовы работать по нестандартным схемам.

Энергосервисные контракты и государственно-частное партнерство

Гораздо более сложным и новым является использование перфоманс-контрактов с энергосервисными компаниями (ЭСКО). Это договоры на полный комплекс работ по созданию/разработке и внедрению энергоэффективных технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств.

Оплата привлеченных финансовых ресурсов и выполненные ЭСКО работы, как правило, производится заказчиком за счет экономии, возникшей после внедрения энергоэффективных мероприятий спланированных, организованных и технически обеспеченных компанией подрядчиком энергосервисного контракта.

Вместе с тем детские сады, школы, больницы, учреждения физкультуры и спорта, административные здания и другие объекты бюджетной сферы, в большинстве своем строившиеся по типовым проектам, имеют большой срок эксплуатации и нуждаются в обновлении. При полном понимании того, что средства от экономии энергии можно использовать на другие нужды, возникнут мощные стимулы для работников этих организаций сотрудничать с ЭСКО в разработке энергосберегающих проектов. В этом смысле последствия развития энергосервиса много шире, чем просто экономия энергоресурсов, они являются средством тиражирования общей правовой культуры в среде малого и среднего бизнеса.

Ввиду того, что ЭСКО не всегда располагают достаточными финансовыми возможностями для реализации крупных инвестиционных проектов, им приходится выстраивать отношения с финансовыми структурами.

Однако, банки второго уровня, ввиду отсутствия опыта работы с ЭСКО по энергосервисным договорам, связывают реализацию энергоэффективных проектов с высокими рисками для финансирования и часто отказывают ЭСКО в финансировании или же устанавливают чрезмерно высокие процентные ставки по кредитам.

Инвесторы, которые не обладают достаточной компетенцией в оценке проектов по энергоэффективности, также достаточно часто с подозрением относятся к малым по размерам ЭСКО и новым формам их деятельности.

Механизм реализации энергоэффективных проектов и получения чистой прибыли по ЭСКО довольно сложный, и нередко, выбор неправильной бизнес-модели может привести к финансовой несостоятельности компании. Поэтому ЭСКО обычно сама занимается поиском рентабельных (самоокупающихся) энергоэффективных проектов, реализует их техническую часть и зачастую организует финансирование. Таким образом, компания берет на себя большую часть рисков при реализации проекта, в том числе и риски от выбора ошибочной модели распределения доходов с заказчиком (клиентом).

Также, для ЭСКО важно предупредить риски, связанные с оценками энергосберегающего потенциала проекта, процедурами его верификации и согласования возможных изменений с заказчиком, обусловленных изменениями цен на энергоносители, изменениями объемов производства, режимов эксплуатации и/или обслуживания установленного оборудования, которые могут значительно повлиять на гарантированный ЭСКО энергосберегающий эффект. Все эти аспекты должны быть четко отражены в договоре.

Специализированные программы банков

Финансирование энергоэффективных проектов и ЭСКО обычно происходит за счет привлечения банковского кредита. 2020 год, был насыщенным на кризисные явления в банковской отрасли Казахстана. С точки зрения, как институционального, так и индивидуального инвестора повышается необходимость регулярного мониторинга банков на предмет их надежности.

Экономическое стимулирование проектов по энергосбережению было в начале развернуто международными банками, среди которых Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), Всемирный Банк (ВБ), и другие финансовые институты. Банки второго уровня Казахстана только-только приходят к пониманию вопроса энергосбережения и начинают создавать финансовые продукты под цели энергоэффективность.

ЕБРР сегодня является крупнейшим частным инвестором. Казахстан вступил в ЕБРР 27 июля 1992 года. В течение последних 20 лет было инвестировано около 6,5 млрд. долларов.

В 2013 году правительство Казахстана подписало соглашение о финансировании технического сотрудничества на сумму 6 млн. Евро, в основном поддерживающее цели политического диалога в Казахстане с акцентом основного внимания транспорту, телекоммуникациям и энергоэффективности. В соответствии с третьим приоритетом Банк поддерживает низкоуглеродный рост и эффективность использования энергии.

Общие инвестиции Глобального экологического фонда (GET) в Казахстане составили чуть больше 700 миллионов евро за последние три года и привели к общей экономии энергии в 10 724 894 ГДж/год и сокращению выбросов парниковых газов в 1817 тыс. тонн эквивалента CO₂/год.

Банк также продолжит активное участие в содействии переходу Казахстана к низкоуглеродной экономике, в том числе в связи с ее обязательствами КС-21, зеленым законодательством и инвестициями в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии.

Кредиты ЕБРР для крупных проектов частного сектора обычно начинаются с минимальных 3 млн. евро до 250 млн. евро. Средняя сумма составляет 25 миллионов евро.

Кредиты ЕБРР структурированы с высокой степенью гибкости для предоставления профилей кредитов, соответствующих потребностям клиентов и проектов. Этот подход определяет каждую формулу займа и формулу процентной ставки. Основой для кредита является ожидаемый денежный поток проекта и способность клиента погасить кредит в течение согласованного периода. Кредитный риск может быть полностью взят Банком или может быть частично синдицирован на рынок. Кредит может быть обеспечен за счет активов заемщика и/или может быть конвертирован в акции или связан с долей. Полная информация согласовывается с клиентом в каждом конкретном случае.

Кредиты ЕБРР основаны на текущих рыночных ставках и оцениваются по конкурентоспособным ценам. После успешного запроса и после того, как проект был представлен в Банк, финансовые условия могут быть подробно обсуждены с персоналом банка. ЕБРР не субсидирует проекты и не предлагает льготные кредиты.

Деятельность ЕБРР в Казахстане на 31 июля 2023 года:

  • 310 количество проектов;
  • 9 741 млн. евро накопительные инвестиции ЕБРР;
  • 7 100 млн. евро накопительные выплаты;
  • 44% доля частного сектора в портфеле;
  • 112 количество активных портфельных проектов;
  • € 2,757 млн. текущий портфель проектов;
  • 1,884 млн. евро операционные активы.

ЕБРР предоставляет кредиты энергоемким промышленным предприятиям, которые осуществляют модернизацию производства.

Эффективным инструментом ЕБРР стала программа технической поддержки малых и средних предприятий, которую банк реализует через коммерческие банки-партнеры путем предоставления целевых пятилетних кредитных линий объемом до 300 млн. долл.

Банками-партнерами ЕБРР в Казахстане являются Фортебанк, БанкЦентркредит, Shinhan Bank Kazakhstan, Сбербанк Казахстан, Банк ВТБ Казахстан, Citibank Kazakhstan, АТФ Банк.

IFC Казахстан является крупнейшим клиентом Международной финансовой корпорации (МФК) в Центральной Азии. Международная финансовая организация International Finance Corporation (IFC) является инвестиционным подразделением Всемирного Банка по работе с частным сектором. Казахстан вступил в IFC в 1993 году.

IFC предоставляет долгосрочные целевые кредитные линии банкам-партнерам и лизинговым компаниям, которые в свою очередь, финансируют энергоэффективные проекты. Решения об условиях предоставления финансирования банки и лизинговые компании принимают самостоятельно.

Всемирный банк также предоставляет обширные консультативные и аналитические услуги (ААА) для Правительства через Совместную программу экономических исследований (JERP), в которой основное внимание уделяется развитию финансового и частного секторов, продвижению науки и инноваций, устойчивому развитию экологического развития и регионального сотрудничества.

Всемирный банк имеет американскую программу кредитования на $ 4 млрд. в Казахстане. Хотя 90 процентов его обязательств сосредоточены в продолжающемся проекте по строительству Юго-Западного и Восточно-Западного коридора дорог, портфель остается разнообразным, а две трети сосредоточены на институциональном строительстве. Он также включает деятельность в областях конкурентоспособности и инноваций, административная реформа и строительство, создание новых рабочих мест, охрана окружающей среды и эффективность использования ресурсов. Кредит в размере 2 млрд. долл. США был утвержден в 2015 году для поддержки правительства в укреплении устойчивости его макроэкономических рамок и повышение конкурентоспособности неуглеродной экономики.

В 1995 году Казахстан присоединился к Исламскому банку развития (IsDB), который обеспечил почти 2,1 млрд. долл. США для финансирования 31 проекта, которые были направлены на страхование, а также на развитие государственного и частного секторов, включая создание AIFC. Банк также профинансировал внешнюю торговлю в размере 800 млн. долл. США с целью содействия торговле между странами-членами. Сотрудничество между IsDB и AIFC планируется в области продвижения исламских финансовых услуг. Приоритетным направлением IsDB является продовольственная безопасность и интеграция исламской инфраструктуры. В будущем предполагается также оказать техническую поддержку для развития исламских финансов.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) начал свою деятельность по кредитованию в Казахстане в 2014 году, размер которого на сегодняшний день составляет 220 млн. Евро. ЕИБ уделяется основное внимание поддержке МСП, развитию социальной инфраструктуры, охране окружающей среды и мерам, направленным на изменение и смягчения климата. Также ЕИБ финансировал возобновляемую энергетику, транспорт и хранение.

Азиатский банк развития (АБР) объем выданных кредитов в Казахстане составил около 4,6 млрд. долл. США.

В транспортном секторе АБР поддержал интеграции в глобальные транспортные сети вдоль транспортных коридоров ЦАРЭС. Он также предоставил расширенные финансовые возможности для кредитования, в том числе через фонд Даму.

В секторе энергии АБР уделяет основное внимание энергоэффективности, модернизации сетей централизованного теплоснабжения и развитие институционального потенциала. В городском секторе - консультативная поддержка для развития инфраструктуры в средних городах. Существенная аналитическая работа проводится в рамках Программы обмена знаниями и опытом.

Европейский союз реализовал более 300 проектов на общую сумму более € 140 млн. В 2015 году подписано Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA) с Казахстаном.

На уровне стран – участниц ЕС уделяет основное внимание технической помощи для социального и экономического развития, а также государственных и административных реформ, в то время как региональные программы в рамках стратегии для Центральной Азии уделяют первоочередное внимание проектам в области транспорта энергии, муниципальной инфраструктуры, окружающей среды и образования. ЕС также обеспечивает поддержку развития предпринимательского сектора путем поддержки МСП в регионах Казахстана, предоставления технических содействие повышению конкурентоспособности посредством улучшения регулирования и укрепление региональных возможности для более справедливого развития.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ, Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB) фокусируется на развитии инфраструктуры и других производственных секторов в Азии, включая энергетику, транспорт и телекоммуникации, развитие сельской инфраструктуры и сельского хозяйства, водоснабжения и санитарии, охраны окружающей среды, развития городов и логистики.

В мае 2016 года AIIB и ЕБРР подписали Меморандум о взаимопонимании для углубления сотрудничества, что способствует экономическому развитию и инвестициям стран, в которых они активны. Основываясь на успешном запуске первого совместного проекта в Таджикистане, дороге, соединяющей Душанбе с узбекской границей, оба банка рассматривают совместные проекты с частным инвестициями, в том числе в Казахстане (например, частный проект по использованию солнечной энергии в размере 69 млн. долл. США, который будет финансироваться совместно с ЕБРР. Проект позволит увеличить возможности использования возобновляемых источников энергии в отдаленных южных районах Казахстана и снизит зависимость страны от угля для удовлетворения растущего спроса на электричество).

Казахстан является основателем и крупным участником Евразийского банка развития (ЕАБР).

В соответствии со своей Стратегией ЕАБР стремится поддерживать инвестиции в рамках Правительственной программы ускоренного индустриально-инновационного развития и сотрудничества, финансируемой МФИ, банками и инвестиционными фондами. Основные направления деятельности включают автомобиле- и машиностроение, нефтехимическую промышленность, производство стекла и труб, сельское хозяйство и легкую промышленность. Особое внимание уделяется развитию экспортоориентированных и трансграничных проектов (инвестировано ЕАБР в строительство Северо-Казахстанской Актюбинской межрегиональной линии электропередачи, разработку хрома, урана и морских месторождений углеводородов, а также нефтяного газа). В целях содействия диверсификации экономики ЕАБР поддержал полный цикл производства оловянного олова в п. Сарымбет, который обеспечил полностью внутреннюю потребность, а также возможность экспорта в другие страны СНГ.

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» - предлагает широкий спектр продуктов и услуг для предпринимателей: финансирование в рамках программ кредитования через банки второго уровня, микрофинансовые организации и лизинговые компании, субсидирование процентных ставок, гарантирование, консультационная поддержка, распространение информационно-аналитических материалов.

Фонд «Даму» выступает одним из основных операторов реализации программы микрокредитования.

Фонд «Даму» с целью расширения поддержки отечественных предпринимателей продолжает активно работать с международными финансовыми организациями.

В рамках привлечения внешнего финансирования Фондом «Даму» заключено кредитное соглашение с Азиатским банком развития на 72 млрд. тенге. Европейский банк реконструкции и развития в 2017 году выделил АО «Forte Bank» и АО «Kassa Nova Bank» средства на общую сумму 11,1 млрд. тенге под гарантию Фонда «Даму».

Согласно исследованиям проведенными Всемирным банком были изучены возможные инструменты финансирования мероприятий в сфере энергоэффективности, которые отражены ниже.

Рисунок 5 - Инструменты исследований и разработок в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Расходы государства и квазигосударственного сектора на научные исследования в области энергоэффективности и ВИЭ
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, дизайн

Автоматически созданное описание
Ниже представлена доля затрат на НИОКР в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии за 2022 г. в тысячах тенге. В целом Затраты на НИОКР в области энергоэффективности и ВИЭ составляют 17% от расходов на НИОКР в области охраны окружающей среды и энергоэффективности.

Рисунок 6 – Доля затрат на НИОКР в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии за 2022 год
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, круг, диаграмма

Автоматически созданное описание
В структуре расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы по энергоэффективности за 2022 год составили 342,2 млн. тенге, в частности на научные исследования в области энергоэффективности составили 89,5 млн. тенге, что составляет 26%. На опытно-конструкторские разработки потрачено 25,2 млн. тенге, что составляет 74%.

Рисунок 7 – Структура расходов на НИОКР по по энергоэффективности за 2022 год
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, круг, дизайн

Автоматически созданное описание
GreenTech. Энергоэффективность