GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Энергоэффективность.

Анализ законодательной базы, стандартов и НДТ/ Оценка потенциальных правовых рисков и ограничений

Вопросы снижения энергоемкости ВВП, перехода Республики Казахстан к «зеленой» экономике, а также устойчивого развития рассматриваются в ряде стратегических документов и программ Республики Казахстан. Ниже представлен анализ данных документов.

  1. Стратегия «Казахстан-2050»

Стратегия направлена на включение Казахстана в топ-30 развитых стран до 2050 года, с учетом глобальных вызовов XXI века, таких как энергетическая безопасность, исчерпание ресурсов и Третья индустриальная революция. Новая экономическая политика страны включает увеличение инвестиций в альтернативные и зеленые технологии. Экспо-2017 «Энергия будущего» в Астане стала ключевым моментом в переходе к «зеленому» развитию, представив лучшие достижения науки и техники[70].

2.Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года

Стратегический план развития Казахстана до 2025 года, вытекающий из долгосрочной Стратегии до 2050 года, включает семь системных реформ и приоритетных политик в экономике и общественной жизни [71]. Международная выставка ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» в Астане была проведена в рамках этих стратегических усилий. Выставка направлена на поиск инновационных подходов к энергетике для решения глобальных социальных, экономических и экологических проблем. Создан международный центр «зеленых» технологий и инвестиционных проектов, который поддерживает трансформацию энергетического сектора, переход к «зеленому бизнесу» и развитие «зеленых финансов». Программа партнерства «Зеленый мост» нацелена на переход к зеленой экономике в различных регионах Европы, Азии и Тихого океана, с призывом к интеграции экологической и экономической политики для устойчивого и эффективного развития.
Для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы. В рамках данного плана определен ряд важнейших задач:

- развитие «зеленых» технологий;

- достижение целей Парижского соглашения;

- определение источников финансирования и учет «зеленых» финансов и привлечения инвестиций;

- стимулирование инвестиций в «зеленые» технологии;

- декарбонизация экономики;

- повышение эффективности использования и охрана водных ресурсов;

- развитие ВИЭ, совершенствование традиционных источников энергии;

- развитие малоотходной экономики;

- управление отходами производства и потребления.

Рисунок 1 – Стратегический план «Казахстан-2050»
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, дизайн

Автоматически созданное описание
3.Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике

Казахстан принял стратегическую Концепцию по переходу к «зеленой» экономике, охватывающую шесть ключевых областей: водные ресурсы, сельское хозяйство, энергоэффективность, электроэнергетика, воздушное загрязнение и утилизация отходов[72].

«Зеленая» экономика, целящаяся высоким качеством жизни, рациональным использованием ресурсов и соблюдением международных экологических стандартов, является ключевым элементом устойчивого развития. Этот переход поможет достичь цели вхождения в тридцатку наиболее развитых стран мира, установленной в Стратегии «Казахстан-2050».
Таблица 1 – Цели и целевые индикаторы «зеленой экономики
Поставленные в Концепции задачи являются для Казахстана масштабными и амбициозными. По расчетам, объем инвестиций, необходимый для перехода на «зеленую экономику», составит порядка 1% ВВП ежегодно, что эквивалентно 3–4 млрд долларов США в год. Ожидается, что переход к «зеленой» экономике и устойчивой энергетике повысит ВВП страны на 3%, будет создано более 500 тысяч новых рабочих мест, будут внедрены новые виды промышленности и услуг для обеспечения общепризнанных во всем мире высоких стандартов качества жизни. Предполагается использование, в первую очередь, внутренних ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду и рост эффективности, позволяя стране выполнить взятые на себя международные обязательства в области экологии. В 2015 году Республика Казахстан в рамках подписания Парижского соглашения по климату заявила свой вклад в виде безусловного сокращения выбросов парниковых газов на 15%, а также условного сокращения в размере 25% к 2030 году от уровня 1990 года. В 1990 году общие выбросы Казахстана составили 389 млн тонн СО2-эквивалента, а значит к 2030 году Казахстан не должен превысить уровень выбросов равный 330 млн тоннам СО2.

Одним из инструментов выполнения обязательств по данному соглашению является переход от использования угля на возобновляемые источники энергии, которое ведет к снижению выбросов загрязняющих веществ и образования отходов производства. Для реализации планов развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также других мер, направленных на дальнейшее развитие «зеленой» экономики, и выполнения обязательств по Парижскому соглашению Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК определена необходимость разработать стратегию низкоуглеродного развития Казахстана до 2050 года. В рамках стратегии будут предусмотрены возможности и выгоды замещения или сокращения использования угля и газа при различных сценариях развития экономики и энергетики.

Ниже представлены наиболее яркие примеры законодательных нововведений, принятых в рамках реализации Концепции:

  • Введение целевых показателей доли энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) в общем объеме электрогенерации.
  • Введение стимулирующих «зеленых» тарифов (поддерживающие фиксированные тарифы) для покупки электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ: ветра, солнца, биогаза и малых ГЭС; ежегодное индексирование таких стимулирующих тарифов в соответствии с изменениями курсов национальной и иностранных валют (для сохранения конкурентоспособности альтернативной энергетики из-за высокой доли импортных компонентов); создание единого расчетно-финансового центра (РФЦ) для покупки «зеленой» энергии; учреждение при РФЦ резервного фонда для покрытия кассовых разрывов и задолженности РФЦ перед энергопроизводящими организациями, использующими ВИЭ; компенсация затрат на установку ВИЭ для индивидуальных потребителей электроэнергии; уточненный порядок резервирования и выделения земель для размещения установок возобновляемой энергетики.
  • Финансовое стимулирование импорта и производства в Казахстане экологически чистых автомобильных транспортных средств («соответствующих экологическому классу 4 и выше; с электродвигателями») и их компонентов.
  • Введение ранее не существовавшего понятия «удельные нормы водопотребления» (инструмент для контроля эффективности использования водных ресурсов); введено требование ежегодно анализировать «организацию учета расхода вод, потери воды в транспортирующих сетях, точках потребления воды и возможность сокращения объемов изъятия воды из водных объектов.
  • Введены «расширенные обязательства производителей» (РОП), в соответствии с которыми производители и импортеры определенных видов товаров (в т.ч. автомобили и автомобильные шины, смазочные и гидравлические масла и др.), обязаны организовать собственную систему переработки отходов, образующихся в ходе использования их товаров или перечислять плату за их переработку в пользу созданного национального оператора РОП, который должен организовать переработку отходов, в том числе оплату услуг отобранных им компаний-переработчиков, создавать новые производства для переработки отходов, стимулировать соответствующее технологическое развитие и др.
  • Для государственных закупок введены преимущества для поставщиков, чьи товары получили «добровольную сертификацию на товар из вторичного сырья, полученного из отходов на территории Республики Казахстан».
  • Введен запрет приема на полигоны коммунальных отходов для некоторых компонентов твердых бытовых отходов (в т.ч. ртутьсодержащие лампы и приборы, стеклобой, лом цветных и черных металлов, отработанные автомобильные масла и жидкости, батареи литиевые, свинцово-кислотные, оргтехника, отходы пластмассовые, отходы бумаги и картона, бытовая техника); введено понятие раздельного сбора коммунальных отходов; введено понятие опасных составляющих коммунальных отходов и требование об обязательности их раздельного сбора и передачи на переработку; введены требования по разработке и обязательному соблюдению стандартов в области обращения с отходами для организаций, занимающихся приемом, перевозкой и утилизаций отходов.
  • Введена необходимость формирования государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей об эмиссиях крупных промышленных предприятий в окружающую среду. Регистр размещается в открытом доступе в целях обеспечения прозрачности.
  • Упрощены разрешительные процедуры в области охраны окружающей среды для мелких предприятий, оказывающих незначительное воздействие (бессрочное экологическое разрешение, отсутствие необходимости проведения общественных слушаний и др.).



4.Концепция развития сферы энергосбережения и повышения энергоэффективности

На основании поручения Президента Республики Казахстан К. Токаева, данное по итогам совещания по вопросам энергетики и инженерной инфраструктуры от 2 марта 2022 года № 22-01-7.4, пункт 2.6 «касательно формирования предложений по изменению политики энергосбережения и повышения энергоэффективности отраслей экономики с учетом передового мирового опыта» и для активизации деятельности по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности на республиканском уровне в 2023 году постановлением Правительства Республики Казахстан № 264 от 28 марта была утверждена концепция развития сферы энергосбережения и повышения энергоэффективности на 2023 – 2029 годы (далее – Концепция)[73]. Концепция рассчитана на период до 2029 года. В реализации данной Концепции были задействованы все государственные органы, промышленные предприятия, контроль над выполнением этой задачи был возложен на центральные и местные исполнительные органы областей и городов республиканского значения.
Концепцией определены следующие целевые индикаторы:

  • снижение энергоемкости промышленности на 10% к 2029 году от уровня 2022 года;
  • снижение энергоемкости сектора энергетики на 5% к 2029 году от уровня 2022 года;
  • снижение энергопотребления энергии на единицу площади помещений на 10% к 2029 году от уровня 2022 года;
  • снижение потребления энергии на душу населения на 5% к 2029 году от уровня 2022 года.

Ожидаемые результаты:

  • снижение энергоемкости ВВП на 10% к 2029 году от уровня 2022 года;
  • снижение износа электрических и тепловых сетей на 5%;
  • снижение износа основного и вспомогательного оборудования энергопроизводящих организаций на 5%;
  • привлечение инвестиций в сферу энергосбережения на сумму более 20 млн долл. США;
  • повышение осведомленности населения в вопросах энергосбережения с охватом более 50%.

В рамках плана действий Концепции закреплены 38 мероприятий во всех приоритетных секторах экономики с формой и сроком завершения и ответственными исполнителями.

Опираясь на опыт промышленно развитых стран, в 2012 году был принят Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».
Закон определяет функции, обязанности, права и обязательства различных участников рынка в области повышения энергоэффективности, включая обязательства местных органов власти по реализации политики повышения энергоэффективности и разработке планов повышения энергоэффективности в областях Казахстана. Кроме того, в Законе установлены требования по энергоэффективности зданий, сооружений, транспорта, строительных материалов, оборудования и изложены обязательства по проведению энергетических аудитов, а также по разработке и внедрению системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001. Законом введены понятия «государственный энергетический реестр», «карта энергоэффективности», «энергосервисные контракты».

В настоящее время, одним из самых действенных механизмов системы энергосбережения является Государственный энергетический реестр (ГЭР), субъектами которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, потребляющие 1500 и более тонн условного топлива, и субъекты квазигосударственного сектора, потребляющие 100 и более тонн условного топлива, а также государственные учреждения. С момента введения закона количество субъектов ГЭР неуклонно росло, в основном за счет вовлечения новых субъектов из государственного и квазигосударственного сектора.

Субъекты ГЭР, за исключением государственных учреждений, обязаны не реже 1 раза каждые 5 лет проводить энергоаудит, разрабатывать план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности и обеспечивать ежегодное снижение объема потребления энергетических ресурсов и воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита.

С начала введения нормы об обязательном проведении энергоаудита, правом проведения энергоаудита обладали организации, получившие свидетельство об аккредитации в уполномоченном органе в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В 2016 году с целью снижения нагрузки на малый и средний бизнес, первым Президентом РК подписан ряд нормативно-правовых актов по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур, согласно которому деятельность по проведению энергетического аудита переведена на уведомительный порядок. В настоящее время деятельностью в области энергосбережения и повышения энергоэффективности занимаются более 160 организаций, в штате которых числятся более 500 аттестованных уполномоченным органом энергоаудиторов.

В 2022 году проведен анализ 1 045 мероприятий по энергосбережению, реализованных 333 субъектами ГЭР в 2021 году*. Общая сумма инвестиций составила порядка 31 млрд. тенге. Экономия, полученная от снижения энергопотребления – 6 млрд. тенге. Реализованные мероприятия уже в 2021 году позволили снизить потребление энергоресурсов на 215 769,7 т.у.т. или 0,6% от годового потребления вышеназванных субъектов.

Согласно статьям 292, 293, 296 Кодекса РК Об административных нарушениях, предусмотрены штрафы за:

- Нарушение субъектами ГЭР обязанности по предоставлению информации, вносимой в ГЭР, требования об обязательном ежегодном снижении объема потребления энергетических ресурсов и воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита, в течение пяти лет после прохождения энергоаудита - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - 10, среднего предпринимательства - 20, крупного предпринимательства - 200 МРП. При повторном нарушении – применяется двукратный размер штрафов.

- Уклонение от прохождения обязательного энергоаудита субъектами ГЭР либо препятствие его проведению - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - 5, среднего предпринимательства - 10, крупного предпринимательства - 200 МРП. При повторном нарушении – применяется двукратный размер штрафов.

- Несоблюдение порядка проведения энергоаудита, порядка деятельности учебных центров, установленных законодательством РК об энергосбережении и повышении энергоэффективности, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - размере 10, среднего предпринимательства - 15, крупного предпринимательства – 80 МРП. Повторное нарушение в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - 15, среднего предпринимательства - 30, крупного предпринимательства – 150 МРП, с приостановлением деятельности юридического лица.

Учитывая важность вопросов управления энергетическими ресурсами, в рамках Международной организации по стандартизации (ISO), объединяющей более 160 стран, в 2008 г. был создан технический комитет (ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент»), задачей которого стала разработка международного стандарта ISO 50001:2011 Energy management systems - Requirements with guidance for use» (Системы энергоменеджмента – Требования с руководством по использованию), который после утверждения 15 июня 2011 года стал самым инновационным стандартом в области энергоменеджмента. 29 августа 2018 года вышло второе издание международного стандарта ISO 50001:2018(E).

1 января 2013 года в Республике Казахстан был введен в действие Национальный стандарт «СТ РК ISO 50001-2012 Системы Энергоменеджмента. Требования и руководство по применению, которые в дальнейшем были актуализированы и заменены на СТ РК ISO 50001-2019 «Системы энергетического менеджмента». Требования и руководство по использованию (ISO 50001:2018 Energy management systems. Requirements with guidance for use, IDT). Однако сопутствующие стандарты не были актуализированы и в настоящий момент действующими являются:

  • СТ РК ИСО50002-2015 Аудит в области энергетики. Требования и руководство по его проведению (ISO 50002-2014 Energy management systems Requirements with guidance for use, IDT);
  • СТ РК ISO 50003-2015 Система энергетического менеджмента. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем энергетического менеджмента (ISO 50003-2014 Energy management systems - Requirements for bodies providing audit and certification of energy management systems, IDT);
  • СТ РК ISO 50004-2015 Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, сопровождению и улучшению системы энергетического менеджмента (ISO 50004:2014 Energy management systems - Guidance for the implementation, maintenance and improvement of an energy management system);
  • СТ РК ISO 50006-2015 Система энергетического менеджмента. Измерение характеристик энергопотребления с помощью базового плана и ключевых показателей энергопотребления
  • Общие принципы и руководство (ISO 50006-2014 Energy management systems - Measuring energy performance using energy baselines (EnB) and energy performance indicators (EnPI) - General principles and guidance, IDT).

Стандарты марки ISO 50001 устанавливают требования к системе энергоменеджмента, на основе которого организация может разработать и внедрить энергетическую политику, осуществить постановку целей, задач и разработку планов мероприятий с учетом законодательных требований, и информации, относящейся к аспектам, связанным со значительным использованием энергии. Основным инструментом для снижения потребления энергии и тем самым повышения эффективности использования энергии на предприятиях является энергетический менеджмент.

По информации НИРЭЭ, из 20 533 субъектов ГЭР, только 78 предприятий в 2019 году имели международный сертификат ISO 50001, или всего 0,38%.

Требования статьи 10 «Энергоменеджмент» Закона были актуальны и действовали для субъектов ГЭР в течение трех лет. В январе 2015 года данная норма была исключена и в настоящее время носит добровольный характер.

Одним из этапов развития политики энергосбережения и повышения энергоэффетивности также является реализация 59 шага Плана Наций «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» по привлечению стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международнопризнанный механизм энергосервисных договоров. В рамках 59 шага поставлена задача стимулирования развития частных энергосервисных компаний для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат. Для повышения энергоэффективности и развития внутреннего рынка предоставления и использования энергоэффективного оборудования, НИРЭЭ занимается развитием данной отрасли, путем ведения Карты энергоэффективности. По состоянию на сегодняшний день в рамках Карты реализуются 136 проектов, 70 из которых посредством механизмов ЭСКО/ГЧП, на общую сумму 65 миллиардов тенге. В рамках Карты сформирован реестр отечественных производителей и поставщиков энергосберегающих материалов, оборудований и технологий.

В целях реализации положений Закона был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, в том числе утверждены типовые формы энергосервисного договора, нормативы энергопотребления, порядок проведения энергоаудитов, формирования карты энергоэффективности, требования к кандидатам в энергоаудиторы, учебные программы и планы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Таблица 2 - Подзаконные нормативные правовые акты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

5. Экологический Кодекс Республики Казахстан

В настоящий момент в Казахстане принята новая редакция экологического кодекса Республики Казахстан. Новый Экологический кодекс обсуждался с представителями бизнеса с середины 2018 года и был принят 2 января 2021 года. Основной принцип нового законодательства «загрязнитель платит»[4]. Также в документе предусмотрен мягкий переход и оптимальные сроки для перехода промышленных предприятий на наилучшие доступные технологии (НДТ).

В 2018 г. была утверждена Концепция нового экологического кодекса, а 24 декабря 2019 г. утвержденная редакция кодекса направлена для рассмотрения и принятия в парламент Республики Казахстан. 21 декабря 2020 года Депутаты сената на пленарном заседании в двух чтениях приняли проект нового Экологического кодекса Республики Казахстан, который вступил в действие с 1 июля 2021 года.
Новый Экологический Кодекс закладывает основу для создания системы стратегической экологической оценки в Казахстане в соответствии с международными стандартами.

Одним из главных новшеств кодекса является заложенный в его основу принцип «загрязнитель платит и исправляет». Это подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде. Таким образом, государство создает такие условия, при которых природопользователи должны принять все меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду (в том числе за счет реализации энергосберегающих мероприятий), чем платить экологические штрафы.

Кроме того, новым Экологическим Кодексом предусмотрен переход на комплексные экологические разрешения для объектов первой категории с условием внедрения наилучших доступных технологий, направленных как на снижение экологического воздействия на окружающую среду, так и на повышение энергетической эффективности. При этом предлагается обязательность получения таких разрешений для вновь вводимых предприятий.

Отдельное место в наилучших доступных технологиях займут НТД направленные на энергоэффективность.

Рисунок 2 – НТД направленные на энергоэффективность
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, небо

Автоматически созданное описание
Для операторов новых объектов, получивших комплексное экологическое разрешение путем внедрения наилучших доступных технологий, предложены соответствующие поправки по освобождению от платежей за эмиссии.

Такой же механизм предусмотрен и для действующих предприятий, но им, для освобождения от платежей за эмиссии, необходимо разработать и реализовать программу повышения экологической эффективности и внедрения наилучших доступных технологий. Стоит отметить, что каждые 3 года повышающие коэффициенты увеличиваются в 2 раза. В частности, по действующим объектам первой категории, не получившим комплексное экологическое разрешение, будут применяться коэффициенты, увеличенные в 2, 4 и 8 раза к размеру платы за загрязнение окружающей среды. Это станет дополнительной мерой, стимулирующей переход к комплексному экологическому разрешению.

С внедрением наилучших доступных технологий изменится текущая ситуация с существующими экологическими проблемами, поскольку благодаря модернизации технологических процессов будет повышаться энергоэффективность и снижаться эмиссии в окружающую среду.

Таким образом каждое крупное предприятие, которое работает сегодня в Казахстане, завтра сделает выбор самостоятельно. Либо оказывает негативное воздействие на окружающую среду в таком виде, оплачивая ежегодно увеличивающуюся экологическую плату, либо внедрить самую передовую доступную технологию, повысить свою энергетическую эффективность и избавиться от образа загрязнителя, освободившись тем самым от платежей за эмиссии.

На первом этапе запланирован перевод на наилучшие доступные технологии 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которых приходится 80% загрязнения. Для 50 крупнейших объектов I категории увеличение плат за эмиссии начнется с 2025 года, а для остальных объектов I категории с 2031 года.

Рисунок 3 – 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, круг, Красочность

Автоматически созданное описание
Уже сейчас проводится комплексный технологический аудит крупных предприятий, для подготовки отраслевых справочников наилучших доступных технологий, в которых отдельное место займут НТД по энергоэффективности.

Общее количество предприятий, осуществляющих деятельность в нефтегазовой, горно-металлургической, химической, электроэнергетической отраслях и подлежащих комплексному техническому аудиту в рамках разработки данных справочников составляет 159 предприятия.

Рисунок 4 – Общее количество предприятий, осуществляющих деятельность в нефтегазовой, горно-металлургической, химической, электроэнергетической отраслях и подлежащих комплексному техническому аудиту в рамках разработки данных справочников
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма

Автоматически созданное описание
GreenTech. Энергоэффективность