GreenTech Materials

Глава 1. Анализ текущей ситуации в мире. Управление водными ресурсами 2.

Квоты

Выделение квот является эффективным инструментом экономии воды при условии функционирования системы мониторинга. Квоты могут быть установлены на основе различных подходов: учет объемов используемой̆ воды, времени подачи или расхода. В целом стимулирование водосбережения в пределах выделенных квот носит ограниченный̆ характер, особенно в тех случаях, когда квоты уменьшаются для следующего года, если они не были полностью использованы (например, как это практикуется в Израиле.

Однако в данном случае сочетание квот и системы стимулирующих тарифов (тарифы повышаются для той части квоты, которая используется) привело к сокращению водозабора ниже предусмотренного квотами уровня. Возможность переноса неиспользованных квот на следующий̆ год также может привести к положительным результатам. При дефиците водных ресурсов перенос неиспользованных квот на следующий̆ год может вызвать негативные краткосрочные воздействия на окружающую среду. В Израиле выделение квот не привело к уменьшению доходов фермеров, благодаря достижениям в развитии сельскохозяйственной̆ техники и обмену квотами. Таким образом, квоты эволюционировали в рынок воды.

При наличии эффективной̆ системы контроля и санкций для управления спросом на воду целесообразно вводить квоты. С целью обеспечения большей эффективности использования ограниченных водных ресурсов распределение квот может быть объединено с реализацией̆ политики стимулирующего ценообразования.

Водные рынки

Водный̆ рынок уже функционирует во многих странах. В Чили, Австралии и на западе США существует развитый̆ рынок, получены огромные выгоды от водной̆ торговли, ведется торговля водой̆ между сельхозпроизводителями и городами, которая повышает эффективность перераспределения воды. Во многих случаях торговля водой̆ облегчила нехватку воды. Международный̆ опыт показывает, что развитые рынки воды стимулируют энергосбережение и эффективное использование воды.

Функционирование рынков водных ресурсов основывается на определении прав частной̆ собственности и их обмене на рынке. Рынки представляют собой̆ комплексные инструменты, поскольку содержат ценовою̆ и количественную компоненты. Стимул для управления водными ресурсами здесь такой̆ же, как и в случае квот. Он основан на объемах воды, выделяемых пользователям. Для обеспечения устойчивости водопользования совокупность прав собственности на водные ресурсы не должна превышать наличие ресурса.

Этот инструмент считается экономически эффективным, поскольку он способствует перераспределению воды в пользу видов водопользования, имеющих более высокую предельную ценность воды, поэтому и обеспечивается высокая готовность платить за воду. При этом вопрос справедливости распределения водных ресурсов между пользователями остается нерешенным, поскольку существует риск, что права на водные ресурсы сконцентрируются в рамках самых экономически эффективных видов водопользования.

Рынок водных ресурсов начал функционировать в Чили в 1981 г., однако при его внедрении страна столкнулась с рядом трудностей̆:

– возникли проблемы с поддержанием сети в рабочем состоянии вследствие нехватки средств;

– обострились административные проблемы при ведении реестров прав в связи с низким уровнем знаний пользователей о системе регулирования;

– концентрация прав на водные ресурсы в руках крупных компаний (гидроэнергетика, садоводство, горнодобывающие компании).

Реализация рынка водных ресурсов позволяет управлять спросом на воду, но деятельность рынка должна регулироваться, например, сбором налогов или платой за предоставление услуг, чтобы обеспечить наличие средств для поддержания инфраструктуры и служб доставки воды.

Водные рынки, как и квоты, позволяют определить объемы воды, которые можно забирать из источника, и обеспечивают хорошие стимулы для управления спросом. Но они требуют наличия эффективной системы контроля и санкций, при этом могут возникнуть две проблемы:

– справедливость распределения ресурсов между пользователями: рынок стимулирует эффективное перераспределение водных ресурсов, что может угрожать деятельности пользователей с низким уровнем доходов;

– поддержание инфраструктуры, которое в рыночных условиях не финансируется за счет системы тарифов, и для покрытия расходов на техническое обслуживание и эксплуатацию необходима разработка и применение соответствующих мер, например, введение специальных налогов.

Субсидии:

Субсидии обеспечивают позитивный̆ финансовый̆ стимул для изменения поведения пользователей̆ в сторону водосбережеия и более устойчивого использования водных ресурсов. Наиболее распространенные виды субсидий направлены на частичное или полное финансирование технических мер по экономии воды – установку водомерных устройств, повышение эффективности ирригационных систем, посев культур, потребляющих меньше воды и т. д. Например, во Франции, водные агентства оказывают разнообразную помощь пользователям, а в Тунисе повышение тарифов на воду сочеталось с мерами поддержки субсидиями фермеров с целью обеспечения инвестирования средств в создание более эффективных оросительных систем.

Другим типом субсидий являются компенсационные выплаты, которые в сочетании с реализацией̆ квот позволяют ограничить потери дохода, вызванные ограничениями на использование воды. Примером реализации такой̆ политики может служить Испания, где в бассейне р. Мача Оксиденталь фермерам осуществлялись компенсационные выплаты. Условиями получения компенсационных выплат были сокращение водопотребления, выращивание культур, нуждающихся в небольшом количестве воды, сокращение применения пестицидов. Такая политика привела к существенному сокращению водозабора, но государство было вынуждено отказаться от нее вследствие значительности издержек. После прекращения выплаты компенсаций, объемы водозабора стали расти. Очевидно, что субсидии обходятся государству дорого и не соответствуют принципу «пользователь платит», тем не менее, целесообразно поддерживать водопользователей̆ с низким уровнем доходов при их переходе к устойчивому использованию ресурсов.

Некоторые субсидии определяются спецификой использования водных ресурсов. Государства, в которых существует высокий риск наводнений финансируют из бюджетов различных уровней меры по борьбе с ними. Например, в Нидерландах это сумма может достигать 1 млрд. евро в год, в Швейцарии – 100 млн. евро в год. В Чехии домохозяйствам были предложены специальные субсидии на замену свинцовых труб в водопроводе, в Дании выделяются специальные гранты на восстановление болот[43].

Также с целью стимулирования повышения эффективности водопользования в ряде стран применяются субсидии со стороны спроса. Так, например, в Канаде реализованы программы по предоставлению скидок потребителям, которые эффективно используют воду, применяя менее водоемкие технологии. В различных странах работают системы предоставления льгот по оплате потребленной воды при выполнении определенных критериев эффективности ее использования (соблюдении норм водопользования).

Часто субсидии водохозяйственному комплексу не выделяются в самостоятельное направление, а являются частью государственных программ по развитию зелёной̆ экономики. Так, в Австралии была запущена программа зеленых кредитов, во многих странах (Корея, Дания, Австрия и др.) выделяются гранты на проведение исследований в области зеленых (в том числе водоэффективных) технологий. Разновидностью господдержки зеленой экономики можно считать льготные (нулевые) тарифы, которые применяются при использовании воды для выработки гидроэлектроэнергии (ряд стран ЕС), как одним из безуглеродных источников энергии. С учетом значительного влияния сельского хозяйства на состояние водных ресурсов важную роль в повышении эффективности водопользования играет государственная поддержка органического сельского хозяйства. Меры по его развитию принимаются многими европейскими странами, а также Республикой Корея.

Информационно-просветительские кампании:

Информационно-просветительские кампании направлены на изменение культурных привычек и умонастроений водопользователей̆, таких, как «вода бесплатна», «имею право использовать всю воду, которая находится на моей земле» и т. д., приводящих к чрезмерной̆ эксплуатации водных ресурсов. В ходе таких мероприятий распространяется научная информация, касающаяся водных проблем, чтобы повысить осведомленность водопользователей̆ и лиц, определяющих текущую политику.

Данный̆ инструмент имеет большое значение для эффективного управления спросом на воду. Он позволяет преодолеть нежелание пользователей̆ заявлять о своем водозаборе, платить за воду и стимулирует государственные структуры принимать решения, направленные на экономию водных ресурсов. Информационно-просветительские кампании также служат укреплению доверия между водопользователями: можно привести длинный̆ перечень эффективных информационно-просветительских кампаний, например, в Японии, Канаде, Франции, Швеции и др. странах. Информационно-просветительские кампании являются одним из важнейших инструментов управления спросом на водные ресурсы для достижения долгосрочного успеха, позволяют лучше понять и принять реализацию других инструментов – тарифов, налогов, квот.

Льготы для НИР и инноваций.

Многие правительства оказывают приоритетную поддержку стартапам и малому бизнесу с помощью специальных налоговых режимов. Например, в Испании и Великобритании к малому бизнесу применяется более низкая ставка налога на прибыль, разрешены более льготные ускоренные формы амортизации. Кроме того, существуют специальные налоговые стимулы для поощрения технологических инноваций в малом бизнесе. И в Испании, и в Великобритании налоговые стимулы поддерживают новые технологии, в Великобритании и Норвегии именно малый бизнес сначала получил право на специальный исследовательский налоговый кредит, и лишь позже это право было распространено на крупный бизнес (с 2002 г. в Великобритании, с 2003 г. в Норвегии). Ярким примером поддержки научно-исследовательских молодых компаний в начальный период их становления является введение статуса молодой инновационной компании (The Young Innovative Company (YIC)) и регистрация компаний в этом статусе.

С 1 января 2007 г. в ЕС действуют новые Правила предоставления государственной помощи. (В понятие «помощь» входят меры прямого и косвенного субсидирования: прямые субсидии, налоговые льготы, кредиты, государственные закупки, гарантии, инвестиции). В соответствии с Правилами ЕС установлен статус Молодой инновационной компании, что значительно упростило порядок субсидирования частного бизнеса и дало возможность странам-членам предоставлять дополнительные финансовые средства, прежде всего в виде различных налоговых и прочих льгот инновационным компаниям независимо от сектора экономики.

Новые Правила, принятые в ходе реформы системы государственной поддержки бизнеса, содержат гибкий пакет мер, позволяющий странам-членам расширить поддержку НИР и инноваций исходя из национальных задач и приоритетов. Для этих мер значительно повышен существовавший ранее «потолок» помощи, которую государство может предоставлять бизнесу без разрешения ЕС. Смягчение условий государственной поддержки НИР и МСБ нацелено на достижение Лиссабонского 3% ориентира (доля НИР в ВВП), а также на повышение эффективности государственной помощи частному бизнесу и конкретизации ее форм[44].

Новые меры, нацеленные конкретно на поддержку инноваций, с ос обым упором на МСБ, предусматривают помощь на следующие цели:

1. Молодые инновационные компании – максимум 1 млн евро (только МСБ).

2. Оформление прав на промышленную собственность (только МСБ).

3. Консультативные услуги и услуги по поддержке инноваций – максимум 200 тыс. евро (только для МСБ); Услуги национальной или европейской сертификации – 100%, прочей сертификации – 75%.

4. Привлечение высококвалифицированных специалистов – максимум 50% затрат на максимум три года работы специалиста из крупной компании с предшествующим двухлетним стажем деятельности в НИР.

5. Проведение НИР: для всех компаний - фундаментальные исследования (до 20 млн евро), прикладные исследования (до 10 млн. евро) и разработки (до 7,5 млн. евро).

В Правилах ЕС категория «Молодая инновационная компания», которая помимо налогового кредита может получить дополнительную государственную помощь на развитие, в том числе и в виде социальных льгот. Новое положение также дает возможность странам, ранее не использовавшим налоговый кредит, внедрить этот механизм в сочетании с наработанной практикой прямого субсидирования МСБ.

Во Франции этот статус был применен для стимулирования водных компаний. Снижая свои операционные издержки, они могут направлять сэкономленные средства на развитие НИР. Так, в компаниях, получивших статус YIC, экономия на фонде заработной платы за счет предоставленных льгот, составила в среднем 20%. Это позволило начать новые инновационные проекты и приобретать новое оборудование для НИР. К тому же статусные льготы привлекали многих иностранных инвесторов. Поощряя сотрудничество с исследовательскими учреждениями, государство фактически стимулирует увеличение частных расходов на новые технологии и научные исследования.

Таблица 1 – Налоговое стимулирование НИР по странам

Великобритании существуют дополнительные льготы для малого бизнеса. В частности, для стимулирования перехода малых фирм на новые технологии, чтобы, например, помочь им инвестировать в новые информационные технологии. В 2000 году малым предприятиям было разрешено списывать из налогооблагаемой базы целиком стоимость приобретаемого нового оборудования, средств коммуникации и связи, расходов на новые информационные технологии и программное обеспечение. Целью этой льготы было стимулирование пользователя, а не производителя инноваций, т.е. повышение научно-технического уровня страны за счет использования новейших достижений.

В Австралии, хотя и не используются специальные режимы по амортизации, но компании, проводящие НИР, получают возможность включить в базу для расчета дополнительных налоговых скидок не только текущие расходы на ИР, но и амортизацию машин и оборудования, что равносильно их ускоренной амортизации.

Льготы в налогообложении прибыли в связи с иностранными источниками дохода компании. НИР становятся все более интернациональными. Увеличивается доля и объем зарубежного финансирования НИР, растут объемы экспорта и импорта продуктов НИР, включая права интеллектуальной собственности. Если компания открывает свое подразделение в другой стране, то, как правило, это подразделение использует определенные технологии или патенты, принадлежащие головной компании. За это головной компании обычно перечисляются роялти. В этих и подобных им случаях избежать двойного налогообложения удается за счет двусторонних соглашений между странами об урегулировании налогообложения. От возможностей и результатов такого урегулирования зависит объем проводимых фирмой НИР, которые способствуют повышению ее заграничных доходов и их последующей репатриации в форме роялти. Как правило, такие доходы легко облагаются налогом у источника дохода.

Отсутствие взаимных соглашений или дополнительное налоговое бремя, безусловно, негативно сказывается на инновациях, поскольку ведет к значительному сокращению передачи знаний и технологий (трансфертов) между странами. Поэтому наличие взаимных соглашений о налоговом урегулировании чрезвычайно важно для развития инновационной деятельности, и такие соглашения предусмотрены законодательствами большинства стран ОЭСР. Например, США, имеющие двусторонние налоговые соглашения с 50 странами, обычно предлагают двусторонние одинаковые ставки налогов на роялти и другие типы дохода для американских компаний, действующих в данной стране и для компаний этой страны, действующей в США. Типичной является ставка налога 10% или меньше. Идеальной ставкой налога на роялти США считают 0%. В действительности, это один из показательных, но редких примеров международного сотрудничества, уменьшающего налоговую конкуренцию и стимулирующую продажу патентов и интеллектуальной собственности [43].

Ниже некоторые данные из двусторонних договоров США с отдельными странами о ставках налога на роялти, применяемые на внутренние и внешние американские инвестиции:

Канада – 0 или 10% (в зависимости от типа роялти)

Франция – 0 или 5%

Германия – 0%

Италия – 5,8 или 10%

Япония – 10%

Голландия – 0%

Великобритания – 0%.

Если международные соглашения формируют благоприятные внешние условия для распространения НИР, то задача привлечения иностранного капитала для проведения НИР или предотвращения утечки национального капитала для проведения НИР за границей решается с помощью различных налоговых стимулов. Именно такая цель преследовалась во Франции при введении налогового кредита в 2008 г. Именно сочетание базовых налоговых ставок с дифференцированной системой налоговых льгот определяет налоговый климат национальной экономики. Поэтому из всех областей налоговой политики льготное налогообложение – это область самой высокой налоговой конкуренции.

В развитых странах мира существует специальные меры для развития технологий повторного использования воды и имеют два важных преимущества. Первое - обеспечение альтернативного водного ресурса. Второе - снижение воздействия на окружающую среду путем уменьшения забора воды и/ или сброса сточных вод.

Повторное использование воды - важный компонент в стратегиях сохранения воды. Также могут быть применены другие решения: экономия воды (например, устранение утечек в сетях водоснабжения, использование более эффективных технологий ирригации - капельное орошение и системы малого потока), разработка других ресурсов, например, опреснение морской воды. Вода может быть повторно использована: для ирригации в сельском хозяйстве или для ландшафтных целей̆, в промышленном водоснабжении, для пожаротушения, для решения коммунальных задач (чистка и мытье зданий), для пополнения подземных вод и в рекреационных целях.

В некоторых случаях сточные воды смешиваются с поверхностной водой. Здание «Миллениум» в Лондоне является ярким примером повторного использования воды, поскольку там реализуется проект «Круговорот воды»: сточная вода, серая вода и загрязненная подземная вода очищается на трех линиях очистки, а затем повторно используется в более чем 600 туалетах.

В Израиле действует государственная программа поддержки и поощрения разработки водосберегающих технологий. В сельском хозяйстве и промышленности используется около 70% очищенной воды, это самый высокий показатель в мире. К примеру, второе место по вторичному использованию воды занимает Испания со скромным показателем в 15 %. Тариф в Израиле формируется по прогрессирующей ставке и может составлять от $0,60 до $1,25 за 1 кубометр воды (в РК- менее 1 тенге). В этой области Израиль накопил огромный опыт и занимает одно из ведущих мест в мире[45].

Помимо использования инновационных опреснительных технологий для собственных нужд, Израиль продает свои ноу-хау и другим странам, испытывающим дефицит водных ресурсов. Израильская компания IDE Technologies, созданная на базе государственного Инженерного опреснительного управления, продает свои установки в десятки стран мира, в том числе в США и Китай. Самые мощные опреснительные установки в Израиле и в Китае способны отфильтровать, очистить и сделать пригодными для питья и других нужд миллионы кубометров воды. Израильское общественное объединение «Маим афорим» пропагандирует идею рециркуляции воды в Израиле. Речь идет об относительно компактных установках, с помощью которых использованная вода очищается и подлежит вторичному использованию в бытовых целях. Подобное устройство может быть установлено как в частном владении, так и в многоквартирном доме и позволит сберечь водные ресурсы, а также приведет к дополнительной финансовой экономии.

Одним из мировых лидеров, является Южная Корея. В этой стране 3 % ВВП или 60 млрд долл. США за 5 лет с 2011 г. планируется направить на развитие «зеленых» секторов, и создано 1,8 млн рабочих мест. Южная Корея, избравшая концепцию «зеленого» роста в качестве национальной стратегии, основное внимание уделяет альтернативным источникам пресной воды, технологиям переработки отходов, развитию парков, обустройству рек в черте города. Различные проекты, которые министерства осуществляли самостоятельно, были объединены в единый пакет, чтобы избежать бюджетных расходов на второстепенные цели.

Правительство Арабских Эмиратов учредило премию за разработку новой технологии опреснения морской воды, которая в значительной степени снизит выбросы соли. Размер установленной премии составляет 3,4 миллиона дирхамов или около 925 000 долларов. Программа по реализации новейшей технологии будет проходить под названием Rethink Brine и осуществляться государственными органами совместно с частными предпринимателями. Премия учреждена с целью привлечения ученых и высокопрофессиональных специалистов к созданию новой технологии способа очистки морской воды, которая позволит значительно снизить выбросы соли.

Сингапур 30 процентов потребности в воде удовлетворяет благодаря деятельности программы «NEWater», опреснение морской воды дает еще 20 процентов, местные водосборные бассейны обеспечивают еще 10 процентов, и только оставшиеся 40 процентов поступают из соседней Малайзии. Поэтому люди на подсознательном уровне экономят воду. Особое внимание уделяется переработке воды. В 2006 году правительство Сингапура внесло значительные инвестиции для превращения страны в глобальный исследовательский центр в области водных ресурсов.

Кроме того, в 2008 году Школа государственной политики имени Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура учредила Институт водной политики. Ключевым событием для мировой водной индустрии является Сингапурская международная неделя воды, проводимая с 2008 года. В Сингапуре работают более 70 местных и международных компаний, занимающихся водоснабжением, 23 центра исследований и разработок, которые работают над сотнями проектов в этой сфере. Комплексный государственный подход Сингапура, включающий в себя секторальные реформы, законодательную базу, ценообразование на воду, государственное образование, а также исследования и разработки в этой области, позволил стране не только решить насущные вопросы обеспечения водой, но и стать глобальным центром водных исследований и технологий. В этой стране успешно функционирует эффективная система водоснабжения городского населения «Четыре крана»: местный водосбор, получение воды от Малайзии, вторичное использование сточных вод и опреснение морской воды, то есть приведение ее в состояние, пригодное для употребления.

План Президента Франции предусматривает сокращение использования воды на 10 процентов во всех секторах экономики к 2030 году.


Французское водное партнерство (ФВП), объединяющее всех субъектов данной сферы (организации гражданского общества, частный сектор, органы местного самоуправления, профсоюзы, научно-исследовательские организации, государство), ведет работу по популяризации экспертизы, знаний и опыта Франции и включению вопросов водоснабжения и санитарии в международную повестку дня. Стимулом к экономии воды во Франции считается прогрессивный тариф. Так в некоторых городах установлен лимит годового потребления воды в 75 м3, за которые жители платят около 25 % от установленного тарифа. Следующие 125 кубометров оплачиваются в два раза дороже, а каждый последующий кубический метр воды оплачивается по полному тарифу. Существует также социальная поддержка семей с невысоким достатком и многодетных: они получают не только дополнительную скидку на оплату воды, но и могут рассчитывать на начисление особых бонусов за экономию водных ресурсов.

Проведенная в ЕС в 1992 году реформа привела к уменьшению объема водоемкой продукции и к использованию более эффективных методов ирригации. В результате очищенная сточная вода повторно используется для ирригации в сельском хозяйстве, ирригации ландшафтов, в оборотных системах промышленности, для пополнения подземных вод, для использования коммунальными службами. В странах Юго-Западной Европы в течение 1990-х гг. снижалось потребление воды для ирригации.

Внедрение Директивы по структуре водоснабжения (WFD) на фоне последствий от изменения климата (дефицит воды в южных регионах) будет, вероятно, заставлять фермеров применять более эффективные методы ирригации. Кроме того, после 2013 года сельское хозяйство не будет субсидироваться. Ответом на соответствующее увеличение затрат на выращивание посевов может быть снижение площади полива и/или выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур, требующих меньшего количества воды для полива.

В ЕС относительно качества сточных вод для орошения принят Регламент (ЕС) 2020/741 от 25 мая 2020 г. о минимальных требованиях к повторному использованию воды, согласно которому обязательное нормирование осуществляется только по биохимическому потреблению кислорода (БПК), общему количеству твердых веществ и содержанию патогенных микроорганизмов. При этом требования дифференцированы в зависимости от способов очистки и предварительной̆ обработки сточных вод. Однако, если исходить из требований обеспечения безопасности населения, необходимо учитывать и токсические вещества в стоках согласно Директиве ЕС 2020/2184[46].

В странах «зелёной̆ семерки» (G7 – Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Голландия, Швеция и Великобритания) введена система государственного заказа, основанная на закупках, сокращающих водные ресурсы и негативное воздействие на окружающую среду. Позднее этот механизм поддержали международные и региональные организации, включая ООН, ОЭСР, ЕС и ВТО.

Сингапур ведет кампанию по повторному использованию воды в ходе общественных дебатов. Понятие «сточные воды» было заменено на «использованную воду» во всех сообщениях. Более того, все «очистные сооружения сточных вод» были переименованы в «мелиоративные сооружения». Эта коммуникационная стратегия стала частью генерального плана по устранению дефицита водного баланса в Сингапуре и приведению городских сточных вод в соответствие с качеством питьевой̆ воды. Такие мероприятия сыграли важную роль в процессах принятия решений для должностных лиц и заинтересованных сторон, таких как фермеры, научно-производственные объединения, группы защиты окружающей̆ среды, ученые в области водных ресурсов и социологии.
GreenTech. Устойчивое управление водными ресурсами