GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Управление водными ресурсами.

Анализ законодательной базы, стандартов и НДТ

В последние годы Правительством РК было принято ряд инициатив и решений по повышению эффективности использования водных ресурсов, где значительное количество законодательных и иных барьеров все еще остаются нерешенными:

1) низкая эффективность использования (продуктивность) водных ресурсов в Казахстане по сравнению с другими государствами: Казахстану требуется 97 м3 воды на 1000 долл. ВВП, что существенно превышает показатели Австралии (15 м3), Бразилии (26 м3), США (31 м3), России (33 м3), КНР (67 м3);

2) ожидается рост дефицита водных ресурсов в размере 10-12 км3/год к 2040 г. (до 70% от потребностей – при развитии экономики по существующему сценарию и сохранении текущей практики водопотребления), обусловленный в том числе ростом потребления;

3) большинство усилий направлены в основном не на повышение эффективности и сокращение спроса на воду, но на развитие инфраструктуры. По этой причине мега-проекты (такие как межбассейновая переброска части стока рек) часто представляются как ключевые решения проблемы дефицита водных ресурсов.

4) низкие тарифы на забор поливной воды не стимулируют эффективное ее использование и не покрывают операционные и капитальные затраты. По оценкам ОЭСР текущий уровень тарифов на воду в сельскохозяйственном секторе Казахстана является одним из наиболее низких. Затраты на воду составляют менее 1 % стоимости сельскохозяйственных культур (0,9 % для пшеницы, 0,1 % для хлопка), что существенно меньше, чем в других странах;

5) тарифы на сточные воды в орошении не применяются, вследствие чего отсутствуют какие-либо стимулы для поддержания дренажных систем. Уровень тарифов для промышленных потребителей связан лишь с уровнем водопотребления, что практически не создает стимулов для использования возвратного водопотребления и оборотного использования воды. Тарифы на услуги канализации также обеспечивают недостаточное стимулирование сокращение загрязнений и очистки сточных вод.

Тарифы на сточные воды для промышленности не зависят от качества и степени очистки сточных вод.

6) Другим барьером являются существующие системы нормирования и мониторинга качества водных ресурсов, которые все ещё базируются на советских стандартах конца 60-х годов прошлого столетия и давно нуждаются в обновлении. Особого внимания требуют вопросы сохранения источников воды и водосбережение, по которым все еще отсутствуют специальные программы. Действующие стандарты и нормы не стимулируют сокращение загрязненных промышленных и коммунальных стоков. Согласно оценкам, загрязняющие отрасли ежегодно сбрасывают около 50% воды без очистки, что означает 1,5-2 млрд м3 неочищенных стоков в год. Из-за отставания по доступности канализации и отсутствия вторичной очистки в Казахстане всего 29% сточных вод населённых пунктов перед сбросом проходит вторичную очистку (в Великобритании 94%, Израиле и Сингапуре 100%);

7) взимание платы за сбросы в РК также по мнению экспертов, не является эффективным. Как правило, средства изымаются с помощью одних механизмов (например, плата за сбросы в воду), но используются на другие цели. Местные бюджеты, куда поступают платежи за сбросы, не используют их по назначению. По большинству областей РК менее 10% от этих платежей возвращается на эко-программы. При этом низкий уровень платежей не создает стимулов ни для экономии воды, ни для инвестиций в очистные сооружения и модернизацию производства. Несмотря на наличие в Казахстане детально разработанных методик их применение затруднено отсутствием постоянного и повсеместного мониторинга качества воды и способности вводить эффективные штрафы за превышение ПДС и иные нарушения.

8) недостаток инвестиций в инфраструктуру наблюдается как в строительстве новых мощностей для обеспечения доступа к воде, так и в содержании существующих объектов инфраструктуры;

9) более 30% магистральных и распределительных каналов и значительная часть гидромелиоративной инфраструктуры находятся в неудовлетворительном состоянии.

Оценка потенциальных правовых рисков и ограничений

С момента обретения независимости в Казахстане сформирована система законодательных актов и управления водой с элементами ИУВР, включая водное, земельное и экологическое законодательство, стратегии и программы, бассейновые организации, а также экономические и регуляторные механизмы. Но практическая эффективность управления все еще остается срочным вопросом. Важной проблемой системного уровня является утраченный статус целей и показателей в области водопользования в стране. В настоящее время в бассейновой и генеральной схеме комплексного использования и охраны водных ресурсов, утвержденной Правительством, имеются целевые показатели для водосбережения и повышения продуктивности воды для всех секторов экономики до 2040 г., однако в реальности, они не имеют обязательного для выполнения статуса, т.е. носят информационный характер. Необходимо повысить статус всех водных природоохранных целей (целевых показателей) с нынешнего информационно-справочного до обязательного к выполнению всеми отраслями и регионами – под контролем Правительства Казахстана.

Фрагментированная собственность на объекты инфраструктуры и неэффективная схема принятия решений в отношении реформ, инвестиций и другие барьеры также препятствуют целям по экономии водных ресурсов и смягчению дефицита воды. Проведенное в 2018 и повторенное в 2022 гг. национальным водным партнерством при поддержке Глобального Водного Партнерства и ООН-Вода исследование по ЦУР 6.5.1 (ИУВР) показало, что уровень внедрения принципов эффективного управления в Казахстане составляет менее 50%[36]. Общие рамочные условия для достижения этой цели создаются медленно, при этом потенциал и эффективность управления на всех уровнях остается узким местом. Существует консенсус, что неэффективное законодательство и управление водой является основной причиной роста дефицита и загрязнения водных ресурсов, а также их низкой продуктивности. В проекте нового Водного кодекса (версия от 14.10.2023) появились некоторые улучшения, но основные подходы централизованного и неэффективного управления сохраняются, что не позволит добиться поставленных целей для устойчивого обеспечения водой населения, экономики и природных объектов.

Стимулирующие законодательные меры и финансовые инструменты для развития GreenTech

23 октября 2023 г. была проведена Стратегическая сессия по обсуждению стимулирующих законодательных мер для развития приоритетных технологий и финансовых инструментов по направлению «управление водными ресурсами».

Обсуждение экспертами вопросов законодательства, стандартов и нормативов показало, что существующее законодательство, а также финансовые инструменты поддержки инноваций и технологий в водном секторе крайне неразвиты и нуждаются в коренном реформировании. Задачи Водного кодекса не содержат мер по стимулированию технологий и структуры управления, необходимой для их внедрения и устойчивого водообеспечения экономики и населения. Участниками сессии было предложено подготовить предложения к проекту Водного кодекса в части законодательной поддержки инноваций и технологий по водосбережению и охране водных ресурсов и водных экосистем.

Участниками стратегической сессии было предложено подготовить к проекту Водного кодекса дополнения для стимулирования приоритетных технологий, важных для сохранения водного фонда страны, включая инновации и технологии по экономии водных ресурсов, цифровизации мониторинга трансграничных рек, созданию цифровой платформы как современного инструмента управления водными ресурсами и другие предложения проекта.

Для разработки мер по законодательные и финансовые поддержки была также разослана всем экспертам анкета. Однако полученные предложения охватывали лишь незначительную часть из предложенных технологических решений, поскольку подобная работа требует специальной экспертизы по различным и специфическим направлениям водопользования: орошение, питьевая вода, природные естественные режимы рек и процессы, коммунальные очистные сооружения и другие.

Таблица 1 – Сравнительные характеристики применимости тех или иных финансовых механизмов

GreenTech. Устойчивое управление водными ресурсами