GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Чистый транспорт.

Анализ законодательной базы, стандартов и НДТ, оценка потенциальных правовых рисков и ограничений.

Одним из основных документов, регламентирующих поддержку развития чистого транспорта, является Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. Исходя из документа снижение экологического ущерба от транспортно-логистической деятельности должно стать поэтапное приведение транспортно-логистической инфраструктуры и услуг в соответствие с нормативными требованиями в области экологической безопасности и охраны окружающей среды наряду с дальнейшим развитием и совершенствованием нормативной правовой базы в данной области. Согласно документу, продолжается развитие и популяризация экологически чистых видов транспорта. В частности, будет дан старт масштабному развертыванию зарядной инфраструктуры для электрического автотранспорта вдоль наиболее загруженных автотранспортных коридоров.

В декабре 2022 года по инициативе депутатов были внесены изменения в Закон РК по вопросам популяризации экологически чистого транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей. В соотвествии со Статьей 1 были внесены изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»[79]:

1) статью 1 дополнить подпунктом 63) следующего содержания:

«63) электрозарядная станция – комплекс зданий, сооружений и оборудования, а также единичные станции, предназначенные для зарядки транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями;»;

2) пункт 9 статьи 9-1 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«электрозарядными станциями.»;

3) статью 20 дополнить подпунктом 6-9) следующего содержания:

«6-9) разработка и утверждение правил проектирования, установки, технической эксплуатации электрозарядных станций в жилых зонах;»;

4) в подпункте 11) пункта 1 статьи 24 после слов «о застройке территории,» дополнить словами «размещении электрозарядных станций,»;

5) в статье 25:

в подпункте 12) пункта 1 после слов «о застройке территории,» дополнить словами «размещении электрозарядных станций,»;

в подпункте 8) пункта 2 после слов «о застройке территории,» дополнить словами «размещении электрозарядных станций,»;

в подпункте 8) пункта 3 после слов «о застройке территории,» дополнить словами «размещении электрозарядных станций,»;

6) в подпункте 3) пункта 3 статьи 47-1 после слов «транспортного обслуживания,» дополнить словами «включая размещение электрозарядных станций,»;

7) в пункте 3 статье 49 после слов «автомобильного транспорта,» дополнить словами «электрозарядных станций,»;

8) в пункте 1 статьи 50 после слов «открытых стоянок транспорта» дополнить словами «и электрозарядных станций».

2. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах»[80]:

в подпункте 14-1) статьи 1 слова «автозаправочные станции» заменить словами «автозаправочные, электрозарядные станции».

3. В Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте»[81]:

1) в статье 1:

дополнить подпунктами 10-2), 31-1) следующего содержания:

«10-2) гибридный автомобиль – транспортное средство, оснащенное не менее чем двумя различными преобразователями энергии (двигателями) и двумя различными (бортовыми) системами аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства;»;

«31-1) электромобиль – транспортное средство, оснащенное электрическим двигателем и приводимое в движение исключительно электрическим двигателем, получающим энергию от аккумуляторных батарей, емкостных накопителей и (или) топливных элементов, и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии;»;

2) в пункте 5 статьи 26 после слов «стоянок такси,» дополнить словами «оборудованных электрозарядными станциями».

4. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях»[82]:

1) в подпункте 5) пункта 3 статьи 20 после слов «стоянок для транспорта,» дополнить словами «а также стоянки с электрозарядными станциями в местах, имеющих доступ к центральным сетям электроснабжения,»;

2) в подпункте 1) пункта 1 статьи 38 после слов «а также стоянки с электрозарядными станциями в местах, имеющих доступ к центральным сетям электроснабжения,».

5. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»[83]:

1) в подпункте 10-1) статьи 1 после слов после слов «легкорельсового транспорта,» дополнить словами «а также транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями.»;

2) в подпункте 3) пункта 2 статьи 25 после слов «легкорельсового транспорта,» дополнить словами «а также транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями.»;

3) пункт 2 статьи 41 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:

«4-1) наличие специально отведенных мест для стоянки (парковки) транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, обозначаемых специальными дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудованных электрозарядными станциями, предназначенными для их зарядки;»;

4) пункт 4 статьи 42-1 изложить в следующей редакции:

«4. Парковка в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, без оплаты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта и правилами парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств.

Бесплатными парковочными местами на коммунальных платных автостоянках (автопарковках, паркингах) на основании соответствующего подтверждающего документа пользуются следующие категории граждан (собственники):

1) ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на территории других государств, ветераны, приравненные по льготам к ветеранам ВОВ, ветераны труда;

2) лица с инвалидностью I и II группы, законные представители ребенка с инвалидностью;

3) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын Алқа» и «Күміс Алқа», получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;

4) лица, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;

5) водители специального автотранспорта со служебными государственными номерными знаками, оборудованные специальными проблесковыми маячками синего и красного цвета, и специальными звуковыми сигналами во время выполнения прямых служебных обязанностей.

Бесплатными парковочными местами на коммунальных платных автостоянках (автопарковках, паркингах) пользуются собственники транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями.»;

5) дополнить статьей 42-2 следующего содержания:

«Статья 42-2. Стоянка на парковке в местах, оборудованных электрозарядными станциями, предназначенными для зарядки транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями

1. Стоянка на парковке в местах, оборудованных электрозарядными станциями, осуществляется только водителями транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, для их последующей зарядки с помощью электрозарядных станций.

2. Запрещается водителям транспортных средств, не оснащенных электрическими двигателями, осуществлять стоянку на парковке в местах, оборудованных электрозарядными станциями.

3. Местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы и городов областного значения по согласованию с уполномоченным органом обязаны организовать специально отведенные места для стоянки (парковки) транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, обозначаемые специальными дорожными знаками и дорожной разметкой.»;

6) в пункте 4 статьи 54:

подпункт 22) дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«в местах, предназначенных для подзарядки электромобилей»;

абзаце пятый подпункта 33) изложить в следующей редакции:

«стоянка с работающим двигателем, за исключением водителей электромобилей;»;

7) пункт 1 статьи 70 слова дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Электромобилям выдается специальный государственный регистрационный номерной знак.».

Данная работа позволила уже с начала 2023 года резко увеличить количество электротранспорта на дорогах.

При этом в соотвествии с Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. Для обеспечения активного перехода населения и бизнеса на использование автотранспортных средств с электротягой, в том числе электроавтобусов на регулярных городских и пригородных маршрутах, будет создаваться сеть зарядной инфраструктуры, в первую очередь в городах и на автодорогах республиканского значения. При этом необходима разработка комплекса национальных и отраслевых стандартов, регламентирующих порядок строительства и функционирования объектов зарядной инфраструктуры для автомобильного транспорта.

Будет обеспечено приоритетное предоставление энергомощностей для установки зарядных станций высокой мощности вдоль международных автомобильных коридоров и участков автодорог, соединяющих городские агломерации с туристскими и рекреационными объектами. Также будут закреплены законодательные механизмы, создающие условия для ускорения процесса развития зарядной инфраструктуры в агломерациях.

Для снижения экологического ущерба от транспорта во всех крупных городах будут сформированы и утверждены «карты зонирования» с установлением дифференцированного графика рабочего времени, обязательного для всех государственных предприятий, а также рекомендуемые для предприятий частного сектора.

Будут создаваться условия и инфраструктура для более активного использования велосипедов, а также электрических и других немоторизированных индивидуальных средств передвижения. Со стороны местных исполнительных органов потребуется активная поддержка для ускоренного развития тротуарных систем вдоль основных пешеходных маршрутов, формирования новых пешеходных маршрутов и велодорожек в границах населенных пунктов.

Будет оказана поддержка для развития рынка газомоторного топлива путем модернизации транспортного сектора переводом его на природный газ, создания газозаправочной инфраструктуры в регионах и в составе объектов придорожного сервиса.

На городском пассажирском транспорте особое внимание будет уделено мерам по стимулированию перехода населения к использованию общественного пассажирского транспорта, а также организации выделенных зон для движения экологичных транспортных средств.

Продолжатся внедрение альтернативных и возобновляемых источников энергии, в т.ч. установка солнечных панелей на кровлях грузовых и пассажирских терминалов и остановках общественного транспорта, внедрение систем регулирования дорожного движения с элементами автономного питания и других инновационных технологических решений.

Необходима реализация мер нормативного правового и финансово-экономического характера, стимулирующих активный переход предприятий и населения на использование автотранспортных средств с высоким экологическим классом, а также на электрической тяге, в том числе субсидирование стоимости приобретения автотранспорта с электрическими двигателями с освобождением данной категории транспортных средств от оплаты за проезд по платным участкам автодорог.

Наряду с этим будет разработан комплекс мер для стимулирования поэтапного прекращения эксплуатации транспортных средств, не соответствующих текущим и перспективным экологическим стандартам.

При разработке и реализации механизмов государственной поддержки для обновления подвижного состава приоритетным направлением будет приобретение транспортных средств с высоким экологическим классом, в первую очередь на электрической тяге, а также на альтернативных видах топлива. Будет поощряться использование более энергоэффективных транспортных средств и гибридных технологий генерации и аккумулирования энергии.

Будут разработаны и внедрены меры стимулирования и поддержки развития инфраструктуры для вторичной переработки и утилизации горюче-смазочных материалов, узлов и агрегатов транспортных средств, в особенности шин и аккумуляторных батарей.

Будет проведена комплексная оценка экономического, экологического и социального эффектов от поэтапного перехода транспортного сектора Казахстана на природный газ.

Для повышения эффективности природоохранной политики в области воздушного транспорта будут внедряться эффективные инструменты аудита и измерения показателей авиационного шума, эмиссии и уровня загрязнения атмосферного воздуха. В целях сокращения выброса парниковых газов и снижения углеродного следа будут изучены возможности производства и использования устойчивого авиационного топлива (SAF) на воздушном транспорте.

Интенсивное развитие морских перевозок требует обеспечения надлежащего мониторинга загрязнения вод и безопасного плавания судов в территориальных водах Республики Казахстан. Экологический контроль над воздействием морского транспорта на окружающую среду будет осуществляться путем принятия превентивных мер для недопущения загрязнения моря при эксплуатации морского транспорта, включая разработку нормативных требований для стимулирования инвестиций в природоохранные технологии в морских портах и безопасного использования альтернативных видов топлива на морских судах. Для бункеровки судов СПГ будет рассмотрено строительство малотоннажного завода/заправочной станции в портах КСКМ.

Развитие перевозок по внутренним водным путям будет осуществляться посредством стимулирования использования более экологически чистых видов транспорта, включая перераспределение грузопотоков с автомобильного на речной транспорт. В городах, располагающих достаточно развитой сетью внутренних водных путей, возможно введение ограничений на использование большегрузных автотранспортных средств.

Стимулирующие законодательные меры и финансовые инструменты для развития GreenTech

Ниже перечислены различные регуляторные барьеры на пути успешной реализации программы. Национальные правительства должны пересмотреть соответствующие нормативно-правовые базы и принять все возможные меры по устранению существующих барьеров, прежде чем приступить к разработке программы и решению вопроса о ее финансировании.

  • Недостаток ресурсов для подготовки и управления программой. Подготовка, включая поиск и привлечение финансовых средств, и реализация программы ЭЧОТ – это весьма трудоемкий процесс, требующий укрепления потенциала в области отбора, реализации и мониторинга проектов (управление проектным циклом).
  • Низкий уровень кредитоспособности частных операторов общественного транспорта. Независимо от способа софинансирования Программы ЭЧОТ, частным автобусным перевозчикам придется воспользоваться кредитными средствами или лизинговыми услугами, чтобы внести свою долю инвестиций в программу. Однако большинство из них обладает ограниченной кредитоспособностью и нуждается в поддержке. Существует несколько возможных вариантов оказания поддержки. Перевозчики могут получать прямую финансовую помощь в виде субсидий. Министерство финансов как основной гарант государственного долга может выдавать гарантии по банковским кредитам. Программа ЭЧОТ также может предоставлять банковские гарантии. Следует заметить, что инструмент коммерческого кредитования приобретения современных автобусов применяется в редких случаях.
  • Неадекватные пассажирские тарифы. Стандартный тариф на проезд в общественном транспорте составляет всего лишь 0.09 доллара США за поездку без учета дополнительных скидок и льгот. Некоторые тарифы не пересматривались на протяжении более десяти лет. Очевидно, что действующие тарифы нужно увеличить, исходя из результатов анализа чувствительности для определения оптимального уровня тарифа. В противном случае, автобусные перевозчики могут оказаться не в состоянии погасить свои кредиты.
  • Недостаток координации действий и слабая коммуникация. Муниципальные власти прилагают заметные усилия по улучшению качества услуг общественного транспорта, уменьшению загруженности дорог и снижению уровня загрязнения воздуха в городах. Для этих целей они, прежде всего, вводят ограничения на количество операторов микроавтобусного транспорта (маршруток). Однако четкая информация об этих усилиях не доводится до сведения всех заинтересованных сторон. Кроме того, не налажен обмен информацией о будущих маршрутах, видах транспортных средств, которые будут обслуживать данные маршруты, необходимом количестве автобусов и операторах данных автобусов. Учитывая то, что Министерство финансов уже участвует в подготовке проекта по привлечению внешнего финансирования, оно также может взять на себя роль координатора для налаживания межведомственного сотрудничества.
  • Отсутствие адекватных финансовых продуктов, адаптированных под секторальные нужды. Коммерческие банки занимают доминирующее положение в довольно насыщенных финансовых секторах стран-партнеров. Однако их роль в качестве финансовых посредников сведена к минимуму из-за высоких процентных ставок и требований к обеспечению кредитов. Банки также сталкиваются с различными трудностями такими, как отсутствие приемлемых для банковского финансирования проектов и низкие показатели возврата кредитов. В случае с операторами общественного транспорта данные трудности могут быть обусловлены вышеупомянутыми низкими тарифами на пассажирские перевозки.
  • Незаинтересованность в покупке транспортных средств с более экономичным расходом топлива. Помимо создания правильных стимулов, правительству нужно убедить потребителей в преимуществах использования новых технологий (например, длительный срок полезной службы) и новых видов топлива (например, более низкие цены). С этой целью правительство должно предоставить точную, исчерпывающую и своевременную информацию – это одна из возможных обязанностей правительственного учреждения-исполнителя Программы ЭЧОТ.

Стратегические и регуляторные барьеры, выявленные в рамках данного исследования, во многом перекликаются с проблемами, стоящими перед другими странами. Правительство должно принять следующие меры для успешной реализации программы:

  • Ужесточить нормы выбросов отработанных газов для (дизельных) двигателей, тем самым приблизив их к европейским стандартам. Ни Казахстан, ни Молдова, ни Кыргызстан до сих пор не разработали современные нормы выбросов отработанных газов как для двигателей легковых автомобилей, так и для двигателей крупнотоннажных грузовых автомобилей и автобусов. В 2014 году Еврокомиссия утвердила новые стандарты вредных выбросов автотранспорта – Евро-6. Ни в одной из стран-партнеров до сих пор не введен в действие в полном объеме аналог экологического стандарта Евро-4, внедренного в Европейском союзе еще в 2005 году. Начиная с 1 января 2020 года, на территории Молдовы вступает в силу требование о приведении допущенного к эксплуатации автобусного транспорта в соответствие с экологическими нормами Евро-1. В Кыргызстане стандарты Евро-5 вступят в силу в 2019 году, однако действие этих стандартов будет распространяться только на топливо, а не на двигатели.
  • Повысить стандарты качества (дизельного) топлива. Невозможно ввести в действие современные нормы выбросов для дизельных двигателей, если доступное на рынке топливо не соответствует определенным стандартам. Агрегаты современного двигателя чувствительны к низкокачественному топливу. Кроме того, количество выбросов SO2напрямую зависит от уровня содержания серы в топливе. В 2016 году Казахстан внедрил стандарты качества топлива Евро-4. Дизельное топливо стандарта Евро-5 приходится импортировать, и по большей части оно доступно лишь в приграничных с Россией районах. Доступное на рынке Молдовы дизельное топливо соответствует стандартам Евро-5. По всей видимости, этого будет достаточно для проведения модернизации транспортного парка в масштабах всего государства. Однако действующие законодательные требования основываются на постсоветских стандартах качества, несовместимых со стандартами ЕС. На рынке Кыргызстана также можно найти топливо стандарта Евро-5, однако большая часть доступного на рынке дизельного топлива соответствует лишь стандартам Евро-3.
  • Ужесточить требования к проведению технического осмотра. В Казахстане, Молдове и Кыргызстане автобусы и микроавтобусы проходят технический осмотр в обязательном порядке, чего нельзя сказать о прошлых временах. Однако эти осмотры не отличаются особой строгостью в плане контроля уровня выбросов. В условиях слабой системы технического надзора и обслуживания операторы общественного транспорта лишены стимулов к приведению своего автопарка в соответствие с более высокими стандартами на выбросы. Необходимо внедрить более высокие стандарты технического осмотра и соответствующее законодательство, в котором будут прописаны сферы ответственности и санкции за несоблюдение требований. Таким образом, можно обеспечить более эффективное государственное регулирование транспортной деятельности.

Хотя КПГ- и СНГ-топливо стоят дешевле дизельного топлива, закупка КПГ- и СНГ-автобусов обходится дороже, поскольку требуется установка дополнительного оборудования. Автобусным перевозчикам не дали четких стимулов к переходу на использование экологически чистого топлива, получаемого из возобновляемых источников энергии или же более чистых видов ископаемого топлива. Замена устаревшего и неэффективного дизельного и электрического транспорта не только оказывает положительное влияние на состояние окружающей среды и общественного здоровья, но также сулит значительные выгоды от роста эффективности*.

Таком образом для достижения целей парижского соглашения по выбросам, а также реализации значимы социально-экономический показателей по чистоте воздуха и другим направлениям, необходимо не только поддержка и развитие инноваций в области чистого транспорта, но и внесение изменений в Законы РК и НПА.
GreenTech. Чистый транспорт