GreenTech Materials

Заключение

Казахстан, следуя мировым трендам ставит весьма амбициозные цели в борьбе с изменением климата: достичь к 2060 году углеродной нейтральности, а также выступить в качестве регионального Климатического хаба Центральной Азии по устойчивому развитию.

Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных направлений инноваций и технологических разработок («чистая» энергетика, безотходные технологии, новые климотосберегающие технологии в сельском хозяйстве, конвергентные технологии и т.д.), по многим из которых в Казахстане есть определенные заделы, однако наблюдается низкий уровень их освоения и внедрения на предприятиях страны.

Как показал анализ текущей ситуации в области зеленой экономики, в Казахстане существует ряд системных проблем, требующих своего решения.

Проблема 1. Отсутствие синергии между Программными документами Республики Казахстан по зеленой экономике и как следствие отсутствие в них системных согласованных мер по развитию технологической политики в области «зеленых» технологий.

Проблема 2. Инновационное направление и коммерциализация «зеленых» технологий не является приоритетом для отраслевых министерств. В настоящее время «зеленые» технологии являются межотраслевым направлением, где задействованы несколько Министерств: Министерство экологии и природных ресурсов РК (МЭГПР), Министерство энергетики РК (МЭ), Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), Министерство водных ресурсов и ирригации РК.

Проблема 3.

Отсутствие технологических компетенций в отрасли.

Недостаточность технологических компетенций и кадров в области управления инновациями как в отраслевом министерстве, так и в его подведомственных компаниях, является серьезным барьером для ускоренного продвижения и внедрения «зеленых» технологий.

Проблема 4. Слабое внедрение инноваций и «зеленых» технологий на предприятиях страны.

Всвязи с этим, предлагается форсированное развитие технологической платформы Green tech, в рамках которой получат развитие приоритетные направления «зеленых» технологий: ВИЭ, утилизация отходов, энергоэффективность, зеленое строительство, эффективное использование воды, чистый транспорт, современные материалы и химикаты.

Основной целью технологической платформы Green tech – является создание благоприятной инновационной экосистемы «зеленых» технологий, путем объединения специализированных компаний, крупного бизнеса, МСБ, органов власти, институтов развития, НИИ, ВУЗов и финансовых институтов, где все игроки рынка сотрудничают и объединяют свои информационные, технологические, финансовые ресурсы в целях создания новых кластерных проектов, продуктов и технологических решений.

Это устранит разрывы между игроками рынка «зеленых» технологий и позволит консолидировать усилия по развитию и масштабированию новых технологий в отрасли посредством создания целой экосистемы поддержки и распространения знаний.

Данная платформа должна быть усилена цифровой площадкой, которая станет единым окном в области «зеленых» технологий (в том числе международных стартапов и партнеров) и сделать ее доступными для всех партнеров в виде трех интерфейсов: Инвесторы, Технологические задачи, Технологические решения.

Это в конечном итоге обеспечит качественный поток «зеленых» технологий для их дальнейшего внедрения в производство с учетом эколого-экономической эффективности (и как следствие социальной эффективности), т.е. снижения негативного воздействия на окружающую среду и улучшения качества жизни населения.

Проблема 4. Отсутствие экономических мер стимулирования для развития технологической платформы Greentech и в целом рынка «зеленых» технологий.

Законодательные инициативы по стимулированию технологического предпринимательства в области зеленых технологий и закрепление статуса Green tech хаба вошли в 2020 году в Концепцию проекта Закона РК по вопросам инновационного и научно-технического развития, где был предложен пакет стимулирующих мер по коммерциализации «зеленых» технологий. Однако, позже данные инициативы были отозваны МЭГПР. (Пакет предложенных законодательных инициатив прилагается).

Проблема 5. На сегодняшний день, ни одно из направлений технологического развития «зеленых» не подкреплено бюджетным финансированием, что делает проблематичным ее реализацию.

Безусловно, для создания полноценной технологической платформы Green tech, одной международной технической помощи будет недостаточно, что требует соответствующего финансирования всех направлений «зеленых» технологий. Всвязи с этим, необходимо предусмотреть в Проекте Бюджетного Кодекса РК государственное задание на «Целевую программу инноваций и коммерциализации «зеленых технологий», которая ускорит технологическое развитие отрасли и обеспечит внедрение передовых «зеленых» технологий для достижения углеродной нейтральности.

Специальная бюджетная программа по коммерциализации «зеленых» технологий даст существенный импульс развития технологической платформы Green tech, создания инфраструктуры поддержки «зеленых» технологий, развития инновационных проектов для низкоуглеродного развития, проведения отраслевой технологической политики во всех регионах Казахстана.

При этом, обращаем внимание, что в соответствии с дополнениями статьи 5 Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» от 25.06.2020 г., компетенции отраслевых уполномоченных органов по реализации государственной политики в области коммерциализации технологий значительно расширены, в том числе в части планирования, реализации мер по стимулированию коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли.

Данные компетенции дают уникальную возможность МЭПР и МЭ инициировать Бюджетную программу по коммерциализации «зеленых» технологий, которая ускорит и обеспечит последовательный переход Казахстана к углеродной нейтральности, основанный на инновациях.

Такие же компетенции есть у местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы. Здесь возможно объединение усилий МЭГПР и местных исполнительных органов в коммерциализации и внедрении «зеленых» проектов в экологически уязвимых регионах.

В целом, опираясь на передовой опят США и Австрии развития технологической политики в области «чистых» и «зеленых», предлагается использовать инновационный кластерный подход в развитии зеленой экономики, который может стать системным решением для развития коммерциализации «зеленых» технологий и ускорения низкоуглеродной трансформации Казахстана.

Так, в США, Австрии и др., кластеры инноваций в области «зеленых» технологий являются эффективными профессиональными платформами, основанными на технологической близости компаний и тесной кооперации заинтересованных участников рынка, сосредоточенных на разработке высокотехнологичных продуктов, мобилизующих ресурсы (сотрудников, капитал, ноу-хау и технологии).

Проведенный анализ в рамках технологического форсайта показал, что объем рынка энергоэффективных технологий составляет не менее 9 трлн. тенге. С учетом растущей осознанности о необходимости сокращения выбросов парниковых газов и повышения энергоэффективности, можно сказать, что рынок энергоэффективных технологий является перспективным и приоритетным.

По итогам проведенных сессий были определены 5 приоритетных ниш и 42 технологических решения. Определенные ниши охватывают основные сектора экономики начиная с генерации, распределения и передачи до конечного энергопотребления, которые занимают основную долю энергопотребления страны и имеют высокий потенциал энергосбережения.

Ключевыми приоритетными технологическими нишами в области энергоэффективности были определены:

1. Генерация из энергосистемы;

2. Система теплоснабжения;

3. Система электроснабжения;

4. Жилые и общественные здания;

5. Промышленность.

В этих областях внедрение энергоэффективных технологий позволит снизить потребление энергии, оптимизировать производственные процессы, улучшить экологические показатели и экономическую эффективность.

Определенные 42 энергоэффективные технологии необходимо активно продвигать и внедрять, поскольку повышение энергоэффективности является важной составляющей стратегий по смягчению изменения климата, достижению устойчивого развития и углеродной нейтральности.

Если все объявленные в настоящее время обязательства и предлагаемые меры по повышению энергоэффективности в рамках проводимого форсайта GreenTech будут реализованы в полном объеме, то к 2030 году мы повысим энергетическую безопасность страны сократив имеющийся дефицит электрической энергии не менее чем на 1,57 млрд. кВт*час, снизим энергоемкость ВВП на 15% от уровня 2021 года, создадим дополнительно рабочие места и конкурентно способную экономику.

В настоящем документе внимание уделяется ключевым проблемам и препятствиям на пути развития «зеленой экономики» в Казахстане, а также предлагаются рекомендации и меры для решения существующих проблем. По результатам исследования определены основные направления развития зеленого строительства.

Исходя из анализа, можно сделать вывод о том, что понимание «зелёного» строительства сегодня весьма широко, и оно включает в себя не только минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, но и сокращение потребления энергетических ресурсов и материалов на протяжении всего жизненного цикла здания.

Развитие «зелёного» строительства стимулирует развитие бизнеса, инновационных технологий и экономики, улучшает качество жизни общества и состояние окружающей среды. Они являются инструментом разумной экономики, способствуют интеграции в мировое движение, являются ключом к зарубежным инвестициям и признанию на мировом уровне.

При строительстве используются разнообразные передовые технологии автоматизации здания с целью снижения энергозатрат, устанавливается эффективное оборудование с целью снижения водопотребления, оптимизируется система освещения с использованием датчиков освещенности и движения, организуется процесс раздельного сбора отходов для последующей вторичной переработки в целях минимизации количества отходов и т.д., которые направлены на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и пребывание человека.

Повышение осведомленности населения о применении энерго-ресурсосберегающего оборудования и материалов могут влиять на общество и окружающую среду. Ответственный подход к установке энергоресурсосберегающих оборудовании подразумевает пропаганду и поддержку более широкого внедрения ответственных практических подходов во всей цепочке поставок. Это может стимулировать спрос на продукцию, предпочтительную с социальной и экологической точек зрения.

Сопоставление приоритетных направлений программы перехода к наилучшим доступным технологиям и экологическому нормированию и стратегии в области стандартизации позволяет обосновать целесообразность разработки и практического применения национальных стандартов по зеленому строительству, как инструментов повышения энерго- и ресурсоэффективности и нормирования воздействия на окружающую среду предприятий по производству строительных материалов и изделий.

Систематизация и обобщение данных по «зеленому» строительству позволяют наметить дальнейшие пути повышения энергоэффективности и экологической безопасности зданий и сооружений при решении актуальной проблемы повышения устойчивости среды обитания в градостроительстве и архитектуре.

В результате проведенного анализа развития ВИЭ в Казахстане и достижения запланированных показателей доли ВИЭ в структуре выработки электрической энергии в размере 15% до 2030 г и 50% до 2050 г., закрепленных Концепцией перехода Казахстана к «зеленой» экономике, а также достижения страной углеродной нейтральности к 2060 г., закрепленному Стратегией Достижения Углеродной Нейтральности, были выбраны следующие перспективные технологические направления и ниши:

- Оборудование для ветряных электростанций, детали для солнечных станций и электротехническое оборудование гидроэлектростанций;

- Оборудования для утилизации промышленного тепла и теплоты грунта/грунтовых вод;

- Технологии биогаза, синтез-газа;

- Балансирование электронергии;

- Технологии аккумулирования энергии.

Реализация этих и других проектов, предлагаемых экспертным сообществом в рамках форсайтных исследований, являются актуальными в горизонте развития экономики до 2035 года и далее.

Замена неэффективных технологий и практик водопользования водосберегающими технологиями и инновациями и переход на принципы бассейнового и интегрированного управления являются конечной целью стратегий и законодательства, стандартов и тарифов, НИР и систем образования. Сохранение водного фонда и эффективное использование водных ресурсов могут смягчить растущий дефицит водных ресурсов и связанные с ними социальные и иные конфликты. Необходимость перехода на «зеленые» технологии в водном секторе становится все более востребованной задачей и трендом во всем мире. Особенно это важно для Казахстана, зависимого как от нарушений глобальных водных циклов и сокращения стока трансграничных рек, так и нерационального использования воды во всех секторах водопотребления и водопользования страны. При этом в мире имеется обширный и успешный опыт применения водосберегающих технологий в сельском и коммунальном хозяйствах, промышленности и других секторах. Технологии повторного использования водных ресурсов, очистке и восстановления водных объектов, улучшения качества питьевой воды повышают устойчивость экономических программ и улучшают здоровье населения и состояние природной среды. Вместе с тем, анализ показал, что существующие в Казахстане инструменты управления не только не поддерживает, но часто препятствует внедрению и развитию инноваций и технологий. Проекты и технологии по сохранению водных ресурсов и водных экосистем слабо поддерживаются системами планирования и финансирования, экологической экспертизы, тарифами, платежами и стандартами. Предложенные проектом приоритетные технологические решения, а также рекомендации по их практической реализации, могут существенно снизить зависимость экономики и населения страны от растущих глобальных негативных изменений клим​​ата и трансграничного забора воды. Для внедрения предложенных инноваций и технологий требуется государственная поддержка, включая целевое финансирование, а также изменения законодательстве и управлении.

Чистый воздух является ключевым вопросом не только в Республике Казахстан. Многие страны такие как Великобритания (Лондон), Китай (Шанхай, Пекин), Россия (Москва) прошли этапы от самого загрязненного воздуха в мире, до эталона чистоты воздуха в крупных мегаполисах. Собственно понятие смога укоренилось в связи с ситуацией с загрязнением воздуха в Лондоне в 19–20 веках.

Ситуация в нашей стране ухудшается из года в год, несмотря на заявления Правительства, изменения законодательства и недовольства общества.

Основную нагрузку грязный воздух создается именно в крупных городах, где за счет плотной застройки и общего количества населения ситуация чувствуется наиболее остро.

Нам удалось выделить всего несколько блоков, решение которых может существенно повлиять на состояние воздуха. И именно структурное решение вопрос будет залогом успеха всей темы.

1) перестать заигрывать с законодательства и четко прописать для всех загрязнителей меры снижения загрязнения, а также контрольные инструменты, которые будут передавать в режиме реального времени данные;

2) смоделировать данные на ближайшие 10-15 лет по улучшению качества воздуха, приняв за точку ноль 1 января 2024 года;

3) обеспечить все города сертифицированные датчиками измерения воздуха, которые будут полностью накрывать весь населенный пункт и прилегающие территории, а если рядом расположены производственные или добывающие объекты, то и их;

4) жестко требования установку автоматических систем мониторинга воздуха абсолютно на всех объектах, являющихся источниками выбросов вредных соединений;

5) вести учет всех загрязнений не в общем, а разбивая на каждый источник загрязнения;

6) по автотранспорту обеспечить жесткий контроль работы станций технического обслуживания, проверку всей цепочки поставок топлива, исключение продажи контрафактного масла. Данная мера крайне важна в связи с резким устареванием парка автомобилей в нашей стране, а также тем, что из-за обнищания населения много занимаются частным извозом на старых автомобилях. Дополнительно необходимо ввести правила по поверки состояния катализаторов в автомобилях и их своевременную замену;

7) обеспечить повсеместное внедрение программы «инвестиции в обмен на тариф», которая дает возможность комфортно для частного сектора подключаться к газу, исключая полностью отопление высокозольным углем и мусором;

8) и отдельным пунктом является более активное стимулирующее вовлечение компаний и населения в решение вопросов чистого воздуха через геймификацию и поощрения.

Все перечисленные меры должны быть поддержаны структурными мерами по финансированию:

1) стартапы. Необходимо выделить в отдельный кластер climate change проекты со своим советом отраслевых экспертов, имеющих опыт построения стартапов именно в данной отрасли;

2) грантовое финансирование на науку. А 2024 году экология стала главным направлением в грантовом финансировании, при этом выделена только вода, при том, что не менее важными являются вопросы чистого воздуха, энергоэффективности, зеленого строительства, отходов. Необходимо более взвешенно подходить в данном вопросе;

3) зеленые облигации. Часто используемый инструмент на развитых рынках сегодня представлен крайне узко в Казахстане;

4) инвестиции в обмен на тариф. Может использоваться при газификации частного сектора, установке автоматизированных систем мониторинга воздуха и т.д.

Как вы видите все меры структурированы и понятны. Достаточно государству выставить правильные KPI для всех заинтересованных сторон и обеспечить законодательные нормы, а также неизбежность их исполнения.

При правильном подходе проблему с грязным воздухом можно решить в стране в 3-4 года.

В результате проведенного исследования, были выявлены основные технологические задачи и решения в области чистого транспорта. Отрасль чистого транспорта развивается быстрыми темпами, ежегодно появляются новые задачи и технологические ниши. Тем не менее, две технологические задачи имеют особую важность для отрасли: эффективная система зарядок, новые технологии хранения энергии.

Реализация предложенных инициатив, при наличии соответствующей государственной поддержке, позволит привлечь отечественные и зарубежные инвестиции для регионов и городов республиканского значения, найти инвестиции для казахстанских разработок и вывести их на глобальный рынок «зеленых» технологий.

В свою очередь, привлеченные инвестиции позволят создать новые компании – единственный лучший путь для развития низко углеродной экономики и создания новых зеленых рабочих мест. Новые компании помогут найти технологические решения для экологических проблем регионов и конкретных промышленных предприятий, что в целом улучшит состояние окружающей среды Казахстана.

В заключении, хотелось бы отметить, что реализация технологической политики и ускоренное развитие системы продвижения и внедрения «зеленых» технологий — это глобальный тренд, а значит колоссальные рынки. И от того, как быстро мы сможем вписаться в него и ответить на инновационные вызовы, зависит не только «будущее планеты», но и вполне конкретная экологическая безопасность и конкурентоспособность казахстанской экономики.
GreenTech. ВИЭ GreenTech. Зеленое строительство и ЖКХ GreenTech. Энергоэффективность GreenTech. Управление отходами GreenTech. Чистый транспорт GreenTech. Устойчивое управление водными ресурсами GreenTech. Чистый воздух и устойчивые зеленые насаждения