Приоритетные нишы (под-направлений) для развития GreenTech в Казахстане
По результатам 2-й Сессии были определены приоритетные ниши технологического развития направления Чистый транспорт»:
1) Увеличение эффективности диспетчеризации;
2) Цифровизация транспортного сектора;
3) Сокращение выбросов авиатранспорта;
4) Масштабирование использования водорода для нужд транспорта;
Перечень продуктов, услуг и технологических решений в приоритетных для РК под-направлениях GreenTech
Технологические решения, объединенные в ниши, под конкретные приоритетные технологические задачи.
Таблица 1 – Технологические решения по направлению «Чистый транспорт»
По результатам 2-й Сессии были определены приоритетные ниши технологического развития направления Чистый транспорт»:
1) Увеличение эффективности диспетчеризации;
2) Цифровизация транспортного сектора;
3) Сокращение выбросов авиатранспорта;
4) Масштабирование использования водорода для нужд транспорта;
Перечень продуктов, услуг и технологических решений в приоритетных для РК под-направлениях GreenTech
Технологические решения, объединенные в ниши, под конкретные приоритетные технологические задачи.
Таблица 1 – Технологические решения по направлению «Чистый транспорт»
Сценарное планирование развития перспективных ниш
Прозвучали два сценарных варианта развития отрасли. Во-первых, существует мнение, что электрокары совершат революцию в автомобильном бизнесе в среднесрочной перспективе. Главным образом этому способствует модный тренд «быть зеленым», а также за счет сравнительно низкой себестоимостью производства электрокаров. Во-вторых, прозвучала гипотеза, что при текущем уровне развития технологий водородного транспорта, высока вероятность перехода морских судов и тяжелых траков, а также железнодорожного транспорта на водород.
На долю автотранспорта приходится 88% выбросов парниковых газов всего транспортного сектора страны, что вносит существенный̆ вклад в и без того высокую углеродоемкость экономики Казахстана. Срок эксплуатации большинства транспортных средств в Казахстане превышает 10 лет. Автомобили
и автобусы работают преимущественно на дизельном топливе (около 80% потребляемого топлива), а дизельные двигатели с трудом соответствуют стандартам Евро-IV в то время, как Европа уже переходит на стандарт Евро-VI. Эти структурные и технические особенности автомобильного транспорта страны делает его важной составляющей̆ плохого качества воздуха в большинстве городов Казахстана.
Предполагаемые Определяемые на Национальном Уровне Вклады, представленные Казахстаном на Конференции Сторон в Париже в 2015 г. имеют амбициозные планы по сокращению выбросов ПГ на 15%–25% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Основная политическая и нормативная база, которая может содействовать развитию экологически чистого общественного транспорта, конечно, существует, но Казахстан по-прежнему отстает в разработке современных норм выбросов как для легковых автомобилей̆, так и для большегрузных автомобилей и автобусов.
Хотя правительство и приняло на себя обязательство развивать энергоэффективный общественный транспорт, изменение существующей ситуации потребует значительных ресурсов, как частных так и государственных. С другой стороны, оплаты за проезд очень низкие, и составляют около 0.2 долл. США за поездку, а доступ к кредитам, позволяющим покупку современного транспортного парка, ограничен высокими процентными ставками от 13% до 19%. Без государственной поддержки или повышения оплат за проезд модернизация автопарка общественного транспорта по-прежнему будет проводиться с опозданием.
Рисунок 1 – Выбросы парниковых газов, генерируемые транспортным сектором в Казахстане. (Источник: Исследование в рамках сотрудничества OECD и Республики Казахстан, 2017 год)
Прозвучали два сценарных варианта развития отрасли. Во-первых, существует мнение, что электрокары совершат революцию в автомобильном бизнесе в среднесрочной перспективе. Главным образом этому способствует модный тренд «быть зеленым», а также за счет сравнительно низкой себестоимостью производства электрокаров. Во-вторых, прозвучала гипотеза, что при текущем уровне развития технологий водородного транспорта, высока вероятность перехода морских судов и тяжелых траков, а также железнодорожного транспорта на водород.
На долю автотранспорта приходится 88% выбросов парниковых газов всего транспортного сектора страны, что вносит существенный̆ вклад в и без того высокую углеродоемкость экономики Казахстана. Срок эксплуатации большинства транспортных средств в Казахстане превышает 10 лет. Автомобили
и автобусы работают преимущественно на дизельном топливе (около 80% потребляемого топлива), а дизельные двигатели с трудом соответствуют стандартам Евро-IV в то время, как Европа уже переходит на стандарт Евро-VI. Эти структурные и технические особенности автомобильного транспорта страны делает его важной составляющей̆ плохого качества воздуха в большинстве городов Казахстана.
Предполагаемые Определяемые на Национальном Уровне Вклады, представленные Казахстаном на Конференции Сторон в Париже в 2015 г. имеют амбициозные планы по сокращению выбросов ПГ на 15%–25% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Основная политическая и нормативная база, которая может содействовать развитию экологически чистого общественного транспорта, конечно, существует, но Казахстан по-прежнему отстает в разработке современных норм выбросов как для легковых автомобилей̆, так и для большегрузных автомобилей и автобусов.
Хотя правительство и приняло на себя обязательство развивать энергоэффективный общественный транспорт, изменение существующей ситуации потребует значительных ресурсов, как частных так и государственных. С другой стороны, оплаты за проезд очень низкие, и составляют около 0.2 долл. США за поездку, а доступ к кредитам, позволяющим покупку современного транспортного парка, ограничен высокими процентными ставками от 13% до 19%. Без государственной поддержки или повышения оплат за проезд модернизация автопарка общественного транспорта по-прежнему будет проводиться с опозданием.
Рисунок 1 – Выбросы парниковых газов, генерируемые транспортным сектором в Казахстане. (Источник: Исследование в рамках сотрудничества OECD и Республики Казахстан, 2017 год)
Увеличение интенсивности транспортной деятельности, особенно автомобильных перевозок, продолжает приводить к тому, что транспортный сектор является одним из основных источников выбросов парниковых газов и загрязнения, а также одним из основных потребителей ископаемых видов топлива. Согласно базе данных Международного энергетического агентства, автомобильный грузовой транспорт продолжает в основном использовать ископаемые вида топлива: при этом 90 процентов потребляемой энергии приходится на дизельное топливо, а 10 процентов – на бензин, и в период с 2000 по 2018 год заметных изменений в структуре потребления не наблюдалось. Кроме того, большинство стран Азии, и особенно их густонаселенные города, страдают от сильного загрязнения воздуха дисперсными частицами, что негативно сказывается на здоровье и благополучии всех категорий населения, включая женщин и детей.
Однако в 2020 и 2021 годах в мире наблюдался перелом этой тенденции: произошло резкое снижение транспортной̆ активности. Из всех отраслей̆, наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной̆ инфекции COVID-19, именно в транспортном секторе в 2020 году был зафиксирован наибольший̆ показатель вызванного локдаунами беспрецедентного снижения объема выбросов диоксида углерода и других веществ1. Хотя снижение объема выбросов не являлось отражением структурных изменений и, следовательно, была велика вероятность того, что это временное явление, оно позволило извлечь ряд уроков.
Однако в 2020 и 2021 годах в мире наблюдался перелом этой тенденции: произошло резкое снижение транспортной̆ активности. Из всех отраслей̆, наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной̆ инфекции COVID-19, именно в транспортном секторе в 2020 году был зафиксирован наибольший̆ показатель вызванного локдаунами беспрецедентного снижения объема выбросов диоксида углерода и других веществ1. Хотя снижение объема выбросов не являлось отражением структурных изменений и, следовательно, была велика вероятность того, что это временное явление, оно позволило извлечь ряд уроков.