GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Зеленое строительство.

Анализ законодательной базы, стандартов и НДТ

Анализ государственных программ

Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577. Основными приоритетными задачами концепции по переходу к «зеленой экономике» являются[75]:

1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;

2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;

3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;

4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

Цели и целевые индикаторы концепции, касательно отрасли строительства и ЖКХ:

  • упразднение дефицита водных ресурсов на национальном уровне - обеспечить водой население к 2020 году и сельское хозяйство к 2040 г.;
  • снижение энергоемкости ВВП от уровня 2008 года: на 30% - к 2030 году, на 50% - к 2050 году;
  • доля альтернативных источников в выработке электроэнергии: на 30% к 2030 году, на 50% к 2050 году;
  • доля газовых электростанций в выработке электроэнергии: на 25% к 2030 году, на 30% к 2050 году;
  • газификация регионов: к 2020 году Акмолинская и Карагандинская области, к 2030 году Северные и Восточные области;
  • утилизация отходов - покрытие населения вывозом твердых бытовых отходов на 100% к 2030 году, санитарное хранение мусора на 95% к 2030 году;
  • доля переработанных отходов на 40% к 2030 году, на 50% к 2050 году.

За последние 10 лет удалось сократить энергоемкость экономики на 36,7% и увеличить долю возобновляемых источников энергии до 4,5%. Также были достигнуты цели по площади лесов и особо охраняемых природных территорий. В рамках актуализации Концепции и стратегии углеродной нейтральности, планируется увеличение показателей переработки и утилизации отходов, модернизация промышленности, снижение выбросов в атмосферу, защита природных участков и расширение площади лесов. Применение этих мер позволит улучшить условия жизни населения и состояние окружающей среды.

Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты[76]:

  • обеспечение доступа населения к услугам водоснабжения в городах и селах– 100 % к 2025 -2029 годам.
  • снижение износа сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения с 51 % до 40 % к 2030 году.
  • обеспечение уровня очистки сточных вод в городах республиканского и областного значения с 77,7 % до 98,1 % к 2030 году.
  • доступность жилья − 0,53 (отношение среднедушевых доходов населения на среднюю стоимость 1 кв. м. (продажа нового жилья (квартиры в многоквартирных домах) к 2030 году.
  • снижение доли объектов кондоминиумов, требующих капитального ремонта, с 31,2 % до 28,8 % к 2030 году.

Основные ожидаемые результаты по итогам 2029 года:

  • увеличение доли населения, удовлетворенного условиями проживания, от 54,9 % до 60 %.
  • увеличение охвата доступом населения к услугам водоснабжения на 2,1 млн человек.
  • снижение потерь тепловой энергии в многоэтажных жилых домах за счет применения энергоэффективных технологий с 57 % до 30 %.
  • прирост объема инвестиций в жилищное строительство на 8 %.

Значимым этапом развития энергосбережения и повышения энергоэффективности стало принятие в январе 2012 года законов Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (далее - Закон) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности», вступившие в силу 26 июля 2012 года.

В рамках Закона приняты ряд нормативных правовых акта. Так появилась полноценная система энергосбережения:

1) введены нормативы энергопотребления для всех видов промышленной продукции и услуг. Все промышленные предприятия обязаны будут соответствовать данным нормативам;

2) введены обязательные требования по энергоэффективности для всех видов транспорта, электродвигателей, а также для зданий, строений, сооружений, и их проектным документациям;

3) введены классы энергоэффективности зданий, строений, сооружений и правила их определения и пересмотра;

4) приняты правила проведения энергоаудита на промышленных предприятиях и зданиях;

5) утверждено типовое добровольное соглашение в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, заключаемое на трехсторонней основе между уполномоченным органом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, областным акиматом и крупным промышленным потребителем энергетических ресурсов. Для субъектов, заключивших такое соглашение, местные представительные органы будут вправе не повышать ставки платы на выбросы в окружающую среду;

6) введен механизм оценки деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности;

7) утверждены правила деятельности учебных центров по переподготовке и повышению квалификации физических и юридических лиц, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмента.

Вышеуказанные Постановления Правительства РК в настоящее время утратили силу, но с принятием Приказов №399, 405, 406 Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года (далее – Приказы МИИРРК) утверждены и установлены аутентичные документы:

  • «Правила определения и пересмотра классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений» (№399);
  • «Требования по энергосбережению и повышению энергоэффективности, предъявляемых к проектным (проектно-сметным) документациям зданий, строений, сооружений» (№405);
  • «Требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений и их элементов, являющихся частью ограждающих конструкций» (№406).

В 2013 году на основе норм и требовании, утвержденных Постановлениями Правительства РК, Агентством по делам строительства и ЖКХ РК был разработан и принят новый нормативный документ СН РК-2.04-04-2011 «Тепловая защита зданий» (по приказу АДСиЖКХ от 29.12.2013 № 540), более правильная версия, но утратил силу с Приказом Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства Национальной экономики Республики Казахстан № 156-НҚ и приняты уже другая версия документов: Строительные нормы Республики Казахстан СН РК 2.04-03-2011 «Тепловая защита зданий» и Свод Правил Республики Казахстан СП РК 2.04-106-2012 «Проектирование тепловой защиты» с введением в действие с 1 июля 2015 года.

На этом этапе вводится показатель «Нормируемая (базовая) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий за отопительный период зданий, Вт/(м3*°С)» и оценка класса энергоэффективности латинскими буквами от «А++» (очень высокий) до «Е» (низкий), точнее («А++, А+, А» - очень высокий; «В+, В» высокий; «+С, С, -С» - нормальный; «D» - пониженный; «E» - низкий)[77].

Указанные строительные нормы и правила разработаны на основе норм и требований МСН 2.04-02-2004 «Тепловая защита зданий» и СН РК 2.04-21-2004* «Энергопотребление и тепловая защита гражданских зданий», но без учета требовании и норм Приказов Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан №399, 405, 406 от 31 марта 2015 года.

С 1 марта 2023 года отменены действия СН РК 2.04-21-2004* «Энергопотребление и тепловая защита гражданских зданий» с приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК от 21.12.22 г. № 233-нқ, однако аналогичные межгосударственные нормы МСН 2.04-02-2004 «Тепловая защита гражданских зданий» действуют.

Как отметили, в Казахстане сейчас действуют два набора норм и требовании, предъявляемых к энергоэффективности зданий, несоответствующих друг-другу:

  • Приказы МИИР РК от 31 марта 2015 года: №399 «Правила определения и пересмотра классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений»; №405 «Требования по энергосбережению и повышению энергоэффективности, предъявляемых к проектным (проектно-сметным) документациям зданий, строений, сооружений»; №406 «Требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений и их элементов, являющихся частью ограждающих конструкций»;
  • Межгосударственный стандарт МСН 2.04-02-2011 «Тепловая защита зданий»

Сравнивая нормы и требования, установленные в Приказах МИИРРК №399, 405, 406 от 31 марта 2015 года и Строительных нормативов можно выявить не соответствие трех основных составляющих показателей энергоэффективности зданий:

  • Классификация энергоэффективности;
  • Нормируемый показатель потребления энергии;
  • Форма Энергетического паспорта.

Классификация энергоэффективности. Класс энергоэффективности регламенитруется тремя документами и во всех документах по-разному. Необходимо синхронизировать эти нормы.

Нормируемый показатель потребления энергии

При оценке класса энергоэффективности как основной показатель используется нормируемая потребность здания в тепловой энергии. В сравниваемых документах представлены по разному, показатели по потребности тепловой энергии, в нормативных документах показатель называется «Нормируемой удельной потребностью в полезной тепловой энергии на отопление зданий», в Приказе МИИР «Нормируемая (базовая) удельная величина расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий за отопительный период зданий», на самом деле это один и тот же показатель, считается, что в последнем документе указана правильная формулировка показателя, так как в многих современных зданиях в целях отопления используется и вентиляционные системы. Также значение показателя зависит от объема здания (помещения), так как высота этажей здании имеют важное значение при подсчете требуемой энергии.

Паспорт энергоэффективности

Кроме классификации энергоэффективности и основных нормативных показателей, форма энергопаспортов в сравниваемых документах также существенно отличаются.

Отсутствует синхронизация и гармонизация документов, регламентирующих энергоэффективность зданий и сооружении: Приказов МИИР №399, 405, 406 и строительных норм МСН 2.04-02-2011 «Тепловая защита зданий». Необходимо отменить действие документа МСН 2.04-02-2004 «Тепловая защита зданий» на территории Казахстана.

Классификация энергоэффективности зданий в вышеуказанных нормативных документах не соответствуют классификацию энергоэффективности зданий, указанных в «Правилах определения и пересмотра классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений» утвержденных Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 22 ноября 2022 года № 652, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 ноября 2022 года № 30860.

Стимулирующие законодательные меры и финансовые инструменты для развития GreenTech

Зелёное строительство будет продвигаться при обеспечении как минимум трех условий:

  1. Стандарты/нормативы (требования)
  2. Финансовые инструменты (стимулы)
  3. Информирование/создание потенциала

Стандарты/нормативы (требования).

  1. В рамках реализации целей Парижского соглашения в области разработки долгосрочных стратегий с низким уровнем выбросов парниковых газов Правительством принята «Стратегия достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года» (далее – Стратегия-2060). Для достижения целей Стратегия-2060 необходимо внести корректировки в цели декарбонизации строительной отрасли с индикаторами[58]:

  • С 2025 года по 2030 годы построить объекты с классом энергоэффективности не ниже «С+» (эффективность от 5 до 15%);
  • С 2030 года по 2040 годы построить объекты с классом энергоэффективности не ниже «В» (эффективность от 15 до 30%);
  • С 2040 года по 2045 года построить объекты с классом энергоэффективности не ниже «В+» (эффективность от 30% до 40%);
  • С 2045 года построить объекты с классом энергоэффективности не ниже «А» (эффективность от 40 до 50%).

  1. На сегодняшний день в стране существует база строительных требовании для строительства энергоэффективных объектов. Однако, есть пробелы в контроле выполнении этих требовании. Для обеспечения контроля выполнения требовании энергоэффективности объектов необходимо вносить изменения в законодательные акты, в частности в проект Строительного Кодекса Республики Казахстан (Приложение 1). Процесс осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности регулируется Законом РК № 242 от 16 июля 2001 года «Об архитектурной деятельности, градостроительства и строительной деятельности в Республике Казахстан». В настоящее время разрабатывается Строительный кодекс Республики Казахстан», первый драфт законопроекта был опубликован, идет согласование.
  2. В Казахстане существует национальный добровольный Стандарт зеленого строительства «ӨМІР», разработанный Казахстанским Советом по зеленому строительству «KazGBC» на основе передовых мировых стандартов зеленого строительства. Предлагается применить требования данного Стандарта для объектов финансируемых из государственного бюджета и требования по обязательной оценке таких объектов по данному Стандарту.
  3. Светопрозрачные конструкций заводского изготовления должны сертифицироваться и иметь энергетическую маркировку по показателю энергетической эффективности.
  4. Необходимо внедрить добровольную/обязательную сертификацию экологичности строительных материалов и изделии.

Финансовые инструменты (стимулы).

Необходимо пересмотреть программы по субсидии и другие инструменты стимулирования, чтобы охватить большее число инвесторов и проектов, а также обеспечить более автоматизированную институциональную структуру для новых «зеленых» проектов.

Правительству необходимо повысить надежность и эффективность существующих механизмов финансирования и скорректировать льготы для инвесторов для того, чтобы начать широкомасштабный переход к устойчивому росту. Это может быть достигнуто путем всесторонней реформации национальных экономических, бюджетных, налоговых, инвестиционных и экологических программ и конкретных инструментов поддержки бизнеса и зеленых инициатив в Казахстане.

  1. В действующих строительных нормативах СН РК 2.04-07-2022 «Тепловая защита зданий» (п.8.3.) и СП РК 2.04-107-2013 «Строительная теплотехника» (п.11.4.) упоминаются о применении мер по экономическому стимулированию при достижении объектами класса энергоэффективности «А» и «В», как участников строительного процесса, так и эксплуатирующих организации, с целью увеличения доли зданий с классами «высокий и очень высокий»[77]. Однако ни в одном документе не указаны какие именно меры по экономическому стимулированию предусмотрены. Необходимо разработать правила по применению экономических мер стимулирования субъектов.
  2. В Казахстане на сегодня сформированы базовые законодательные и регуляторные рамки для развития рынка зеленого финансирования.

Постановлением Правительства Республики Казахстан № 996 от 31 декабря 2021 года принята Классификация (таксономии) «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты[78]. Таксономия разработана с учетом требований Экологического кодекса Республики Казахстан, Концепции по переходу к «зеленой» экономике, а также новых бенчмарков (эталонных показателей), которые должны стимулировать рост инвестиций, с учетом экологических, социальных рисков, и соответствовать задачам устойчивого развития. «Зеленая» таксономия предназначена для применения в Республике Казахстан потенциально к широкому спектру финансовых инструментов, включая кредитование, проектное финансирование, финансирование малого и среднего бизнеса, «зеленые» облигации, инвестиции в акционерный капитал, страхование, кредитные гарантии, гранты, услуги финансового консультирования и технической помощи, а также меры экономического стимулирования в использовании «зеленых» финансовых инструментов.

Однако недостаток знаний, дороговизна финансирования и настороженность финансовых институтов, а также существующая тарифная политика на энергоресурсы являются сдерживающими факторами для развития устойчивых проектов. Масштабная трансформация экономики требует огромных «зеленых» инвестиций, и хорошая новость заключается в том, что резерв имеется как на внутреннем, так и на внешних рынках, например, кредитный портфель банков второго уровня на конец июля 2022 года составил 20,4 трлн. тенге ($42,8 млрд), в том числе 4,0 трлн тенге ($8,4 млрд) кредитов, выданных малым и средним предприятиям (МСП). На конец августа профицит ликвидности на финансовом рынке РК составил 2,7 трлн тенге ($5,7 млрд) в стране деньги есть. Вместе с тем, даже при значительном снижении цен на «зеленые» технологии, существующие условия по займам (кредиты с процентной ставкой около 19%) не позволяют в должной мере окупить вложения и погасить кредит. Кроме того, банки второго уровня, как правило, очень осторожны и неохотно кредитуют «зеленые» проекты, считая их рискованными.

К барьерам, сдерживающим использование «зеленых» технологий, можно отнести затрудненный доступ к финансированию, его высокую стоимость, пробелы законодательного регулирования, а также система тарифообразования на традиционные энергоносители.

Для развития рынка зеленого финансирования предлагается:

  1. В рамках «зеленого финансирования» необходимо предложить доступ к льготным кредитам для застройщиков, которые обеспечивают наивысший уровень экологичности объекта.
  2. Должны быть предоставлены льготные условия для финансирования строительства частных домостроении при предоставлении проекта здания с нулевым уровнем выбросов (Net Zero Building (NZB)- это здание, которое производит столько энергии, сколько потребляет в течение года).
  3. Должны быть выделены ресурсы для покрытия процентной ставки или возможно части тела кредита, через финансовые институты. В конечном счете строительство энергоэффективных «зеленых» зданий выгодно для государства как для достижения цели Стратегия-2060, так и в вопросах развития инфраструктуры (тепло, энергия и пр.);
  4. Разработать схему льготных условии при первичном предоставлении земельных участков под строительство «зеленых» зданий;
  5. Предлагается рассмотреть налоговые преференции на объектов с классом энергоэффективности выше «А»;
  6. Разработка политики ЭЭ и зеленого финансирования и стратегии ESG для квазигосударственных предприятий, таких как Холдинг «Байтерек» и Холдинг «Самрук-Казына», а также их дочерних компаний для приоритезации ЭЭ строительства;
  7. АО «Отбасы банк» с ноября 2022 года запустил программу кредитования «Зелёная ипотека». Программа нацелена на приобретение и ремонт первичного жилья в объектах, соответствующим зелёному стандарту строительства, имеющих сертификаты соответствия OMIR/ ГОСТ Р/ BREAM/ LEED. Сумма займа до 35 млн.тенге включительно. Источник финансирования - средства Банка. Программа имеет ряд преимуществ перед другими рыночными программами:

  • накопления ЖСС от 20 до 50% от договорной суммы;
  • ставка вознаграждения - 12,5 % годовых.

При приобретении/приобретении и ремонт жилья в объектах, имеющих сертификат соответствия не ниже уровня «золото» ставка вознаграждения составляет для:

  • очередников МИО–7% годовых;
  • получателей жилищных выплат –8% годовых.

За период со дня запуска программы было выдано займов на сумму более 3,5 млрд тенге. Особенный интерес был проявлен очередниками МИО и получателями жилищных выплат, которым была предоставлена льготная ставка с 31 июля 2023 года. Указанными категориями за не полный месяц было получено 93 займа в г. Астана, Алматы, Шымкент, Усть-Каменогорск, Актобе.

Несмотря на наличие интереса к программе, ее реализация ограничена количеством обьектов, соответствующим зеленым стандартам и имеющим сертификацию, а также собственными средствами Банка. Финансирование программы как со стороны государства, так и иных источников позволит значительно увеличить обьемы кредитования Банком. В рамках стимулирования зеленого строительства предлагается рассмотреть возможность выделения бюджетных кредитов, в том числе путем включения в государственные программы по обеспечению жильем например –в Концепцию развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы.

Кроме этого, в целях стимулирования клиентов приобретать энергоэффективное жилье предлагается рассмотреть возможность субсидирования ставки вознаграждения по займам, выдаваемым на приобретение «зеленой» недвижимости.

  1. Включение направления «Зеленое строительство» в госпрограммы по пробретению жилья как одно из направлений и возобновить рефинансирование ипотечного портфеля банков через КЖК.
  2. Объекты, финансируемые из государственного бюджета, должны соответствовать требованиям зеленого строительства и должны иметь сертификаты соответствия национальному стандарту ӨМІР, либо российскому стандарту ГОСТ Р или международным стандартам BREAM или LEED.
  3. Разработка нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения.
  4. Необходимо разработать программу по повышению информированности населения о принципах энергоэффективности, зеленого строительства и ЖКХ и подготовке кадров по энергоэффективности в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов строительства.
GreenTech. Зеленое строительство и ЖКХ