GreenTech Materials

Краткая справка. Управление отходами.

Сегодня в мире форсированно развивается теория циркулярной экономики (экономике замкнутого цикла) и ее формирование в реальной экономической системе. Многие международные организации (ОЭСР, ЕС) и страны уже имеют свои программы развития такой экономики. Мировой рынок управления отходами оценивался в 383,83 млрд долларов США в 2020 году, и, как ожидается, среднегодовой темп роста составит 5% в течение прогнозируемого периода (2021–2026 гг.). Ожидается, что к 2050 году глобальные отходы вырастут до 3,40 миллиарда тонн, что более чем вдвое увеличит рост населения за тот же период.

Быстро растущая экономика, урбанизация и увеличение населения привели (материалоемко) к увеличению потребления ресурсов и, следовательно, к выбросу большого количества отходов в окружающую среду. Рост мирового рынка обращения с отходами обусловлен увеличением принятия упреждающих государственных мер по сокращению незаконного захоронения.

Казахстаном также приняты меры по сокращению незаконного захоронения отходов. В 2021 году принят Экологический кодекс РК, которым установлены принципы государственной экологической политики в области управления отходами:

1) иерархии;

2) близости к источнику;

3) ответственности образователя отходов;

4) расширенных обязательств производителей (импортеров).

Реализация данных принципов требует дополнительных мер, поскольку существующие механизмы оказались недостаточными для их достижения.

В стране накоплено порядка 31,6 млрд. тонн промышленных отходов*. Ежегодно образуется около 1 млрд. тонн.

Масштабы проблем как с уже накопленными отходами производства и потребления, так и с текущими и прогнозными объемами их образования говорят о наличии потенциала формирования в Казахстане. В то же время особенностями формирования данного рынка на текущем этапе являются:

1) крайне незначительная обеспеченность данной сферы действующими производственными мощностями по сортировке, обезвреживанию, утилизации, переработке и экологически безопасному захоронению отходов производства и потребления, что говорит о ней, как о зарождающемся отраслевом рынке;

2)отсутствие развитой отечественной индустриальной базы по производству современного технологического оборудования;

3) высокая доля импортных поставок технологического оборудования и технологических решений, не всегда отвечающих высоким стандартам безопасности и экологичности;

4) доля готовых к внедрению отечественных современных высокотехнологичных решений и результатов прикладных научных разработок для данной сферы, которые не уступают зарубежным, и лучше учитывающих казахстанскую специфику, которая как показал анализ оказалась не столь значительной. Спектр предлагаемых технологий оказался не покрывающим все потребности.

5) отсутствие мер стимулирования, и несовершенство законодательства имеющего определенные барьеры, и наоборот отсутствие необходимых норм.

Анализ приводился с учетом потребностей технологических решений для запуска циркулярной экономики через механизмы перехода на принципы наилучших доступных технологий (далее - НДТ), предусматривающие применение промышленных отходов экономике старны. Рекомендации по использованию отходов в экономике рассматриваются в отраслевых Справочниках по НДТ как потенциальное сырье, материалы, ресурсы для использования в строительной, химической, нефтехимической, энергетической, водохозяйственной, сельском хозяйстве, а также в отраслях, образующих такие отходы.

Мировой рынок управления отходами отличается высокой конкуренцией, и многие игроки сосредоточены на инновационных технологиях переработки и повторного использования отходов, образующихся в различных отраслях промышленности и домашних хозяйствах по всему миру. В отрасли также появляется несколько стартапов, которые постоянно сосредотачиваются на сокращении отходов, следуя философии Zero Waste - 3R (сокращение, повторное использование и переработка).

В этих условиях, как показывает обширный международный опыт становления и развития зарождающихся отраслей, со стороны государства требуется реализация активной промышленной и научно-технологической политики, предполагающей активную государственную поддержку для стимулирования развития и углубления степени переработки отходов во вторичное сырье, в том числе на базе отечественного оборудования и технологических решений, развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствование законодательства способствующего эффективно управлять данным процессом, создания прозрачной интегрированной цифровой информационной площадки, способной обрабатывать различные потоки информации о количественных и качественных показателях, типе и др. для возможности получения актуальной информации заинтересованными сторонами, а также аккумулирование всех технологии применяемых/ планируемых на едином информационном ресурсе.

Кроме этого, имеется ряд задач, по которым необходимо определить правовое поле и ужесточить контроль. Речь идет о медицинских отходах от учреждений здравоохранения, ветеринарных лечебниц, косметологических кабинетов (клиник) и населения. Данные вопросы законодательно неурегулированы. Медицинские отходы и побочные продукты представляют собой самые различные материалы: инфекционные отходы; отходы пациентов, находящихся в изолированных палатах, удаляемые диагностические образцы, содержащие кровь и жидкости организма, инфицированные животные из лабораторий, а также загрязненные материалы (тампоны и повязки) и оборудование (одноразовые устройства медицинского назначения); патологические отходы: идентифицируемые части тела и зараженные трупы животных; острые предметы: шприцы, иглы, одноразовые скальпели и лезвия и др.; химические вещества: например, ртуть, растворители и дезинфицирующие средства; генотоксичные отходы: крайне опасные, мутагенные, тератогенные или канцерогенные вещества (цитотоксичные лекарства, используемые для лечения рака) и их метаболиты; лекарственные препараты: просроченные, неиспользованные и загрязненные лекарственные средства, вакцины и сыворотки поступающих на свалки от лечебных заведений, аптек, косметологических кабинетов, населения; волосы, ногти поступающих от салонов; радиоактивные отходы, такие как стеклопосуда, загрязненная радиоактивными диагностическими материалами или радиотерапевтическими материалами; отходы из тяжелых металлов: разбитые ртутные термометры. Все этот как показывает практика оказывается на полигонах, либо на стихийных свалках, а может быть выброшенными в лесных массивах, степи.

В соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» центральные и местные исполнительные органы в пределах компетенции осуществляют государственное регулирование в области здравоохранения. Однако отсутствие осведомленности об опасностях для здоровья, связанных с отходами медицинских учреждений, недостаточная подготовка в области надлежащего управления медицинскими отходами, а также тот факт, что этой теме не уделяется должного внимания. Утилизация медицинских отходов в Республике Казахстан не лицензируется. Вопросы утилизации в основном переданы в сферу предпринимательства: организации здравоохранения заключают договор с предприятиями, осуществляющими такую деятельность. Часть медицинских отходов утилизируется лечебно-профилактическими организациями, имеющими технологическое оборудование. Компании, которые занимаются утилизацией опасных отходов, есть в каждом регионе Казахстана. Денежные средства в больницы для утилизации медицинских отходов поступают из Фонда социального медицинского страхования. Обязательный и единый тариф утилизации отходов отсутствует, так как это отнесено и находится в конкурентной среде. Основная масса отходов утилизируются методом сжигания. Золу вывозят на полигоны твёрдых бытовых отходов. По стандартам утилизации медицинских отходов, отходы должны сжигаться в специальной печи-инсинераторе, которая поддерживает температуру от 900°C до 1200°C и имеет возможность

вращаться для полного сжигания отходов. Данное оборудование должно подлежать сертификации для возможности использования в деятельности утилизации медицинских отходов в РК.

Деятельность утилизации медицинских отходов, а также отходов перечисленных ранее требует создания единого механизма регулирования и контроля установленного для отходов производства и потребления. Предлагается предусмотреть единые требования для всех видов отходов, образуемых в Казахстане, в том числе ужесточения ответственности за их обращением. Необходима разработка стандартов и норм, которые будут регулироваться законодательно.

Для целей анализа отборано 4 направления деятельности в которых уже представлены зеленые технологии в незначительном количестве и некоторые виды отходов, составляющих порядка 50 % от общего объема.

  1. техногенные-минеральные образования и золошлаковые отходы для производства строительных материалов;
  2. отработанные шины, сера, золошлаки и др. для улучшения прочности и долговечности полотна асфальтных дорог;
  3. получение из органических отходов биогаза;
  4. производство из органических отходов органического удобрения.

При рассмотрении сценария полноценной переработки обозначенных отходов экономический эффект составит порядка 572,56 млрд. тенге. Производство строительных материалов из техногенных минеральных образования и золошлаков составит порядка 150,4 млрд.тенге; использование композитных смесей из резиной крошки, …. Вопрос качества и стоимости строительства дорог актуален для многих стран мира, в том числе и для Казахстана. В нашей стране с непростыми климатическими условиями, частыми перепадами температур, высокой степенью промерзания грунтов на фоне увеличивающихся транспортных нагрузок дорожное полотно не выдерживает и быстро приходит в негодность. Обслуживание дорог и строительство новых является одной из самых крупных статей расходов бюджетных средств. Каждый год на ремонт дорог затрачивается порядка 60 млрд.тенге (по информации Министра промышленности и строительства РК). Одной из наиболее перспективных и эффективных идей стало использование резиновой крошки, полученной в процессе переработки автомобильных шин.

Такой подход решает две важные проблемы. Во-первых, они связаны с улучшением свойств асфальтобетонных смесей и повышения качества дорог, увеличением прочности и долговечности полотна, препятствием растрескиванию и разрушению, улучшением показателей ровности и упругости, противодействием скольжению, повышению морозоустойчивости, снижению уровня шума и опасности, что позволяет значительно уменьшить затраты. В среднем срок эксплуатации таких дорог от 5 до 10 лет (без проведения ремонта). Применение таких технологий составит экономию бюджета страны порядка 420 и более млрд.тг;

3) потенциал производства биогаза в Казахстане с использованием органических отходов высок. Общая выработка биогаза в год может составить 50 075,891 квт.ч /год на сумму 1,6 милн.тг.

4) производство из органических отходов, органических удобрений составит порядка 2 млрд. тенге.

Согласно Восьмого Национальное Сообщение и Пятый Двухгодичный Доклад Республики Казахстан Рамочной конвенции ООН об изменении климата сельское хозяйство является источником выбросов метана и закисиазота на них приходиться 89% СО2 эквивалента всех парниковых газов.

Массовое строительство биогазовых установок, в том числе переработка органических отходов позволит снизить выбросы парниковых газов, развить дополнительные возобновляемые источники энергии.

Понятно, что такое возможно только при условии создания необходимых мер поддержки и законодательных инициатив для развития отрасли по переработки отходов.

«Включение» полумер - частичной государственной поддержки, не позволит развивать данный рынок, и главное сократить образование отходов, как источник негативного воздействия на окружающую среду и здоровье жителей нашей страны. Поскольку отходы имею способность увеличиваться постоянно.

Внедрение принципов циркулярной экономики как сценарий бенчмарка, принятие необходимых стимулирующих механизмов, даст активный рывок развитию данной отрасли, в котором является обязательным участие всех заинтересованных государственных органов (регуляторов), местных исполнительных органов.



https://egov.kz/cms/ru/articles/ecology/waste_reduction_recycling_and_reuse *
GreenTech. Управление отходами