GreenTech Materials

Глава 1. Анализ текущей ситуации в мире. Управление водными ресурсами.

Количественные показатели мирового рынка GreenTech

Согласно рейтингу Йельского Университета США, список стран, с чистой питьевой водой, возглавили государства, которые наибольшее внимание уделяют вопросам экологии и управлению водными ресурсами.

Рейтинг по итогам 2022 года возглавляет Австрия, за ним следует Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия , Мальта, Нидерланды. Казахстан в мировом рейтинге качества питьевой занимает 54 место из 179 стран.

Необходимо отметить, что более 2 миллиардов человек на планете не имеют доступа к чистой питьевой воде. (ООН, 2023 г.), что создает серьезную угрозу для средств к существованию, в частности в плане продовольственной безопасности и доступа к электроэнергии. При этом:

  • Более половины населения земного шара или 4,52 миллиарда человек не имеют доступа к безопасным санитарно-гигиеническим услугам.
  • 297 000 детей в возрасте до пяти лет ежегодно умирают от диареи из-за плохих санитарных условий, гигиены или небезопасной питьевой воды.
  • Более 2 миллиардов человек живут в странах, испытывающих нехватку воды. (ООН, 2023 г.). Дефицит воды уже затрагивает четырех из каждых 10 человек.
  • 90% всех стихийных бедствий связаны с водой.
  • 80% сточных вод возвращается в экосистему без очистки (ЮНЕСКО).
  • Отсутствуют договоренности о совместном управлении касательно двух третей трансграничных рек мира (SIWI).
  • На сельское хозяйство приходится 70% мирового водозабора (ФАО).

Во всем мире существует необходимость в создании более надежных систем водоснабжения и международных механизмов для предотвращения выхода глобального водного кризиса из-под контроля. Водные ресурсы — это общее будущее человечества, и важно действовать сообща, чтобы распределять их и управлять ими. При этом если снабжение безопасной и доступной водой городов и сельских районов возможно на основе общественного управления системами водоснабжения и санитарии, то управление реками и водоносными горизонтами, пересекающими международные границы, усложняет ситуацию. Несмотря на то, что сотрудничество в отношении трансграничных бассейнов и водоносных горизонтов дает много преимуществ для водной безопасности, менее 40 из 468 водоносных горизонтов в мире, находящихся в международном пользовании, подпадают под международные нормы сотрудничества.

Переход к водосбережению и устойчивому использованию водных ресурсов создает возможности для снижения темпов растущего дефицита воды в Казахстане, а также роста производительности и занятости во всех отраслях экономики.

Согласно оценкам ООН, Всемирного водного форума, ЮНЕСКО, MacKinsey и других аналитических центров и организаций, если страны по всему миру выполнят свои обязательства по ЦУР 6 (питьевая вода и санитария), а также переход а принципы интегрированного управления водными ресурсами - ИУВР (ЦУР 6.5.1), то к 2030 году мировой рынок технологий водосбережения и устойчивого водообеспечения потребностей экономики и населения превысит 100 миллиардов долларов США в год, что более чем в 3 раза превышает сегодняшний уровень[36].

Глобальные тренды по управлению водными ресурсами

Одним из направлений ЦУР, является цель №6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех».

Достижение этой цели предусматривает расширение международного сотрудничества и поддержку укрепления потенциала развивающихся стран в осуществлении деятельности и программ, касающихся водоснабжения и санитарии. Эта деятельность включает повышение эффективности водопользования и очистку сточных вод, сбор и обеззараживание воды, а также применение технологий для рециркуляции и повторного использования воды.

Одним из важнейших направлений деятельности всех стран является преодоление кризиса, обусловленного недостаточно развитой системой водоснабжения, которая необходима для удовлетворения основных человеческих потребностей. Проблема усугубляется негативным влиянием изменения климата, а также ростом населения и спроса на воду как для бытового использования, так и для коммунальных, промышленных и сельскохозяйственных нужд.

Согласно резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в июле 2010 года, каждый человек имеет право на доступ к минимальному количеству воды для личных и бытовых нужд (от 50 до 100 литров в сутки на человека)[37]. При этом вода должна быть безопасной, приемлемой по качеству и цене. Стоимость воды не должна превышать 3% от доходов домашних хозяйств), а также доступной физически: источник воды должен находиться от дома в пределах 1000 м., а на ее доставку должно уходить не более 30 минут.

На мировом уровне существует несколько ключевых трендов в области управления водными ресурсами. Эти тренды отражают растущую осведомленность об угрозах дефицита воды, изменениях климата и необходимости устойчивого управления водными ресурсами.

Вот некоторые из основных трендов:

Эффективное использование водных ресурсов: С увеличением населения и интенсификацией промышленных процессов растет потребность в более эффективном использовании водных ресурсов. Это включает в себя принятие технологий, направленных на сбережение воды, как в промышленности, так и в быту.

Борьба с изменениями климата и адаптация к ним: Изменения климата могут привести к более переменчивым погодным условиям, что в свою очередь влияет на распределение водных ресурсов. Страны и регионы все чаще разрабатывают стратегии адаптации к изменениям климата, включая более эффективное использование воды и управление рисками, связанными с водой.

Устойчивое сельское хозяйство и орошение: Сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей воды. Тренд включает в себя внедрение более эффективных методов орошения, использование устойчивых сельскохозяйственных практик и разработку сортов растений, устойчивых к дефициту воды.

Управление водными бассейнами: Осознание важности управления водными бассейнами для обеспечения устойчивого использования воды становится все более распространенным. Это включает в себя координацию действий между различными секторами, государственными органами и сообществами для обеспечения устойчивого использования водных ресурсов.

Развитие инфраструктуры для водоснабжения и канализации: Многие страны сталкиваются с проблемами устаревших систем водоснабжения и канализации. Существует тренд в модернизации и развитии инфраструктуры, чтобы обеспечить более эффективное распределение воды и улучшить обработку сточных вод.

Сотрудничество и управление трансграничными водными ресурсами: В контексте рек и озер, пересекающих границы различных стран, важно развивать сотрудничество и механизмы управления трансграничными водными ресурсами. Это помогает предотвратить конфликты и обеспечивает справедливое распределение воды между странами.

Использование инноваций и технологий: Инновации в области мониторинга водных ресурсов, дистанционного зондирования, датчиков и технологий очистки воды становятся все более важными для эффективного управления водными ресурсами.

Санитария и гигиена: Загрязненная вода и отсутствие элементарной санитарии подрывают усилия по искоренению нищеты и болезней во многих странах мира. Согласно показателям мониторинга доступа к безопасной воде и санитарии, осуществляемого совместно ВОЗ и ЮНИСЕФ, по меньшей мере 1,2 миллиарда жителей планеты вынуждены пить воду, загрязненную фекалиями. Еще большее количество людей получают питьевую воду через системы, не соответствующие элементарным нормам санитарии. Как показала практика, каждый доллар, вложенный в улучшение санитарных условий, приносит $5.5 прибыли (ВОЗ)[38]. Больше всего в улучшении водоснабжения и санитарных условий нуждаются дети, особенно живущие в нищете, и неблагополучные общины.

Эти тренды отражают стремление к устойчивому и эффективному управлению водными ресурсами в условиях изменяющихся климатических и социально-экономических условий.

Основные производители

Замена неэффективных технологий и оборудования новыми водосберегающими технологиями и инновациями, а также переход на принципы бассейнового и интегрированного управления водными ресурсами могут смягчить растущий дефицит водных ресурсов и связанные с ним социальные и иные конфликты.

Необходимость перехода на «зеленые» технологии в водном секторе во всем мире становится все более востребованной. Особенно это важно для Казахстана, зависимого как от нарушений глобальных водных циклов и сокращения стока трансграничных рек, так и нерационального использования воды во всех секторах водопотребления и водопользования страны. Согласно различным источникам, в мире осуществляют деятельность в области производства и обслуживания оборудования и технологий эффективного использования воды более 100 тысяч компаний и организаций. При этом рынок водосберегающих технологий постоянно растет. Поэтому во всех странах ежегодно растет количество производителей новых технологий.

Примеры крупных компаний, работающих в индустрии водных технологий:

Suez – мировой лидер с оборотом более € 37 млрд. и 230 000 сотрудниками на всех континентах. Компания занимает 5% мирового рынка предоставления услуг в области водоснабжения/водоотведения.

DEWACO – работает более 15 лет в секторе управления иловым осадком с муниципальных и промышленных очистных сооружений.

EPSE OU – компания, специализирующаяся на очистке сточных вод в производственных процессах, включая очистку стоков горнодобывающей промышленности, содержащих растворимые металлы, никель, мышьяк, медь, уран, хром, цинк и многие другие.

Econet OU – компания, являющаяся комплексным подрядчиком в секторе управления промышленных и муниципальных вод.

GTK – занимается проектами создания и управления искусственными водоносными горизонтами для обеспечения устойчивого и эффективного регионального водоснабжения.

Siemens Water Solutions – компания предоставляет разнообразные технологии для очистки воды, системы обратного осмоса и системы управления процессами очистки воды.

Финский водный форум – крупнейшее объединение частных и государственных компаний и НПО, работает как единое окно в поиске технологий и взаимодействии с иностранными партнерами в секторах очистки сточных вод, восстановления качества рек и водоемов, а также безопасности питьевой воды.

Veolia Water Technologies – предлагает широкий спектр технологий и услуг в области управления водоснабжением и очисткой сточных вод.

Xylem Inc. – является мировым лидером в области водных технологий и предоставляет широкий спектр продуктов для управления водоснабжением, включая насосы, аналитические приборы и системы мониторинга.

Aqua America – специализируется на предоставлении услуг в области водоснабжения и водоотведения, включая технологии для оптимизации управления водными ресурсами.

Danaher Corporation – предоставляет широкий спектр технологий и продуктов в области анализа воды и мониторинга водных ресурсов через свои подразделения, такие как Hach и Pall Corporation.

Schneider Electric – предлагает решения для автоматизации систем управления водоснабжением и сточными водами, включая системы мониторинга и контроля.

Honeywell – предоставляет технологии автоматизации и управления для многих отраслей, включая управление водными ресурсами и обработку воды.

IBM – предоставляет аналитические решения и платформы для умного управления водоснабжением и оптимизации расходов водных ресурсов.

Trimble Water – предоставляет решения для управления водоснабжением, включая системы мониторинга и управления распределением воды.

Кроме данного списка мировых производителей водосберегающих и водоэффективных технологий, имеются значительное число других компаний, которые также активно занимаются разработкой и внедрением инноваций для водоснабжения в аграрном секторе, промышленности, в коммунальном и других секторах экономики.

Мировой опыт регулирования и внедрения технологий по управлению водными ресурсами

Для повышения уровня общественной осведомленности о том, сколь важное значение для жизни имеет вода, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила в 2003 году Международный год пресной воды. В том же году Координационный совет руководителей системы ООН учредил общесистемный механизм «ООН — Водные ресурсы», в сферу деятельности которого входят все вопросы, связанные с пресной водой и санитарией.

В декабре 2016 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 71/222, провозгласившую период 2018–2028 годов Международным десятилетием действий «Вода для устойчивого развития», которое начинается во Всемирный день водных ресурсов 22 марта 2018 года и закончится во Всемирный день водных ресурсов 22 марта 2028 года[39].

Целями Десятилетия являются повышенное внимание к устойчивому развитию и комплексному управлению водными ресурсами для достижения социально-экономических и природоохранных целей и осуществлению и пропаганде соответствующих программ и проектов, а также к расширению сотрудничества и партнерства на всех уровнях для содействия реализации согласованных на международном уровне целей и задач, связанных с водными ресурсами, в том числе содержащихся в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Всемирный Водный Совет, Глобальное водное партнерство и ОЭСР рассматривают следующие инструменты поддержки технологий водосбережения и очистки сточных вод:

1) Тарифы. В водном секторе это важнейший̆ источник стимулирования технологий и финансирования, необходимого для поддержания водной̆ инфраструктуры, водосбережения и привлечения инвестиций. Тарифы на воду необходимы для того, чтобы с помощью рыночных механизмов регулирования водоснабжения способствовать сохранению водных ресурсов, а также обеспечивать экономически обоснованные прибыли для предприятий, занятых водоснабжением;

2) Налоги. Во многих странах налоги являются одним из основных источников бюджетного финансирования инноваций и инвестиций;

3) Трансферы и техническая помощь. Источником такого финансирования могут быть международные организации и различные некоммерческие фонды;

4) Банки развития. Один из растущих источников финансирования общественно значимых инфраструктурных проектов;

5) Коммерческие банки, как правило, ограничиваются только коммерчески привлекательными проектами;

6) Различные виды облигаций (бондов). В последнее время все большую популярность приобретают «зеленые бонды», средства от реализации которых направляются на выполнение конкретных проектов экологической̆ направленности. По данным агентства Блумберг, в 2020 г. в мире было выпущено зеленых бондов на сумму 100 млрд. долл.;

7) Институциональные инвесторы и частные инвестиционные фонды;

8) Венчурные фонды. На сегодняшний̆ день финансирования водного сектора в мире с помощью данного источника невелико, однако он может сыграть ключевую роль в развитии инноваций в сфере водопользования и повысить ее эффективность;

9) Международные финансовые институты являются важным источником инвестиций в инфраструктурные проекты и сферу водопользования в целом;

10) Экспортные кредиты. Ряд стран выдают связанные кредиты на инфраструктурные и инновационные проекты с целью стимулирования собственного экспорта;

11) Климатические фонды. Ожидается, что данный̆ источник существенно увеличится для водного сектора с развитием международных систем борьбы с климатическими изменениями и адаптации;

12) Частные инвестиции, которые поступают в т.ч. через концессии и другие формы государственно-частного партнерства [40].

В США разработка и использование водных ресурсов находится под управлением федерального правительства, правительства штатов и местных органов власти; административная власть всех ступеней̆ управления ясна и очень определенна. Тарифная политика определяется на местном уровне с учетом конкретной ситуации в бассейне.

Во Франции управление водными ресурсами разделено на национальный уровень, уровень речных бассейнов, региональный̆, местный и международный уровень- всего пять уровней. Каждая ступень на основе следования принципам единства и справедливости осуществляет свои административные права и выполняет соответствующие обязательства. Цена на воду находится под контролем национального комитета, стандарт водного тарифа и налоги за загрязнение определяются в результате консультаций между каждой̆ комиссией̆ по бассейну и водопользователями, отдел водного дела ответственен за их реализацию.

В Великобритании нет общегосударственного управления делами водообеспечения, ответственность за него несут соответствующие департаменты. Местные органы осуществляют управление на основе национальных или местных законов. Большинство водохозяйственных организаций являются государственными коммунальными хозяйствами, и только в Уэльсе отдел водного дела через реформу приватизации, уже стал чистой̆ предпринимательскою̆ корпорацией̆, контролируемой̆ государством.

Соответствие между полномочиями органов управления тарифами на воду и полномочиями органов управления водными ресурсами позволяет во всех странах мира способствовать появлению единой̆ политики ценообразования на воду, макроконтроля, иерархического управления водными ресурсами. Например, Канадское федеральное правительство несет непосредственную ответственность за осуществление управления объектами федерального значения и разрабатывает тарифный̆ стандарт, провинциальные и местные органы несут ответственность за разработку и реализацию цены на воду в областях, находящихся под их юрисдикцией̆, а федеральное правительство в этом случае играет роль макроруководства.

В Великобритании предельные уровни тарифов как основа для разработки цены на воду установлены федеральным правительством. Различные учреждения водоснабжения и управления водными ресурсами разрабатывают конкретный̆ стандарт цены на воду.

В Китае цена на водоснабжение гидротехнических сооружений установлена в соответствии с принципами государственного ценообразования. Провинции, города и уезды под контролем государства согласно своим административным правам на водное хозяйство осуществляют ценообразование на воду, а также определяют права и обязанности водопользователей̆.

В ЕС широко распространённой̆ формой̆ является субсидирование тарифов для населения. В странах Европейского союза в оказании господдержки преобладает адресный̆ подход, когда по льготным тарифам предоставляются услуги многодетным семьям, домохозяйствам с низким доходом и пр. В Казахстане, Туркменистане, Украине и др. применяется практика неизбирательного субсидирования, когда пониженный̆ тариф предоставляется для всех слоев населения.

В Казахстане по оценкам ОЭСР уровень тарифов на поливную воду является одним из наиболее низких: в 10 раз меньше, чем в Австралии, Великобритании, Китае и в 20 раз меньше, чем в Израиле. Затраты на воду составляют менее 1% стоимости сельскохозяйственных культур (0,9% для пшеницы, 0,1% для хлопка), что также существенно (на порядок) меньше, чем в других странах [41].

Налоговое регулирование и платежи за пользование водными ресурсами и их загрязнение.

Состав и ставки налогов и платежей̆ в той или иной̆ стране могут сильно варьировать в зависимости от того, как организована система водопользования, в какой̆ мере за выполнение тех или иных услуг отвечают органы власти (как правило, местные), а насколько – частные компании. Тем не менее, анализ налоговых систем стран ВЕКЦА, ОЭСР и Европейского союза показал, что практически в каждой̆ стране существует плата за использование водных ресурсов и объектов и загрязнение воды. Кроме того, в разных странах существуют различные платежи за пользование водными ресурсами и объектами в зависимости от специфики водопользования.

Плата за использование воды может взиматься как плата на добычу (изъятие из водного объекта) воды, ее потребление, либо использование, не связанное с изъятием и потреблением (например, ГЭС для производства электроэнергии). Ставки могут сильно различаться как в зависимости от целей, так и источников водопользования. Кроме того, в зависимости от бюджетной системы, налоги и платежи могут иметь статус общегосударственных, либо определяться на местном уровне, могут быть целевыми, либо поступать в общий бюджет.

Одни из самых высоких налогов на потребление воды – в Дании. Потребители водопроводной воды платят два налога – на потребление (0,83 Евро за м3) и на содействие охране водных ресурсов (0,0255 Евро за м3). Кроме того, все пользователи платят сбор за потребление воды в размере 0,8555 Евро за м3. Как результат, считается, что в Дании самая дорогая вода в Европе.

Также высокие налоги на добычу воды в Израиле. Их ставка дифференцируется в зависимости от времени года и уровня потребления. При этом налоги в зимний период как правило выше (около 0,7 Евро за м3), а в остальное время года ставка зависит от объема потребления – при превышении нормы ставка налога увеличивается более чем в 5 раз (с 0,09 до 0,49 евро за м3). За потребление воды сверх нормы в период засухи придется заплатить налог в размере 4,7 Евро за м3.

В Австрии плата за использование воды может взиматься как в зависимости от объема потребления, так и в зависимости от размера дома, количества ванных комнат, числа жильцов.

В Чешской Республике ставка платы за добычу воды из подземных источников дифференцируется в зависимости от целей потребления: для питьевого водоснабжения – 0,074 Евро за м3, для других целей – 0,11 Евро за м3.

В Эстонии налогом облагается потребление воды предприятиями (0,41–2,2 Евро за м3) населением (0,41–2,2 Евро за м3), а также взимается плата за добычу артезианской воды, ставка которой различается в зависимости от того из какого водоносного бассейна она добывается, а добыча (забор) воды из поверхностных источников – в зависимости от того, на какие цели она направляется. Размер ставок платежей может колебаться от 0,16 Евро за м3 для артезианской воды до 0,016 Евро за м3, если поверхностная вода используется в системе охлаждения. Зависимостью от источника и региона также характеризуется система платы за воду в Венгрии.

В Финляндии потребители платят двухставочный налог на потребление воды – фиксированную сумму и сумму, которая зависит от объема потребления воды (в среднем около 1,15 Евро за м3). Похожая система существует в Италии, только плата за куб. м. воды зависит от объема потребления и увеличивается прогрессивно с ростом потребления. В отдельных регионах Испании ставка налога на воду также зависит от уровня потребления.

В Хорватии взимается сбор как за потребление воды, так и за ее добычу. Плата за пользование коммунальной системой водоснабжения зависит от ее категории (0,1105 Евро за м3 для первой категории и 0,0442 Евро за м3 – для пятой). Плата за добычу воды различается от цели использования и рассчитывается в процентах от суммы платежей за пользование водой за определенный период времени (т.е. пользователи платят за воду исходя из объема потребления, а сбор за добычу рассчитывается из этой суммы дополнительно) или в процентах от доходов предприятия, которое использует воду. Во Франции также существуют два платежа: плата за добычу воды, которая зависит от того, кто ее добывает и для какой цели, и плата за потребление воды (0,0213 Евро за м3).

В Германии налог на воду зависит от источника (подземный или поверхностный) и цели водопользования, ставки на уровне федеральных земель могут сильно различаться (от 0,31 до 0,0003 Евро за м3). В некоторых землях существует фиксированная плата за возможность потребления поверхностных вод для коммерческих (ставка выше) либо частных и сельскохозяйственных целей (ставка ниже).

В Польше платежи дифференцируются в зависимости от источника, качества воды, региона, цели использования. В отношении воды, которая используется для производства аквакультуры, ставка зависит от мощности водозабора. По своей структуре платеж может включать как переменную часть (исходя из объема потребления), так и фиксированную (ежемесячный платеж).

В США штаты также самостоятельно определяют политику водопользования. Стоимость за потребление 1 м3 воды может сильно различаться в зависимости от штата. Ставки платежей̆ также могут дифференцироваться в зависимости от целей̆ потребления. В некоторых штатах плата за воду выступает в виде стоимости лицензии, которая зависит не от объема потребления, а от мощности водозабора. Схожая система, когда оплачивается не фактически добытая вода, а объем, разрешённый̆ лицензией̆, существует в Великобритании.

В России, согласно Водному кодексу, взимается водный̆ налог. Объектом обложения является забор воды из водных объектов, а также использование акватории водных объектов для различных целей̆. Налоговые ставки за забор воды дифференцируются в зависимости от источника (подземный̆, поверхностный̆) и бассейна реки, озера.

В Украине налог на использование водных ресурсов является частью рентной̆ платы. Объектом обложения рентной̆ платой̆ за потребление воды является ее объем, а ставка налога зависит от водоносного бассейна, источника (поверхностный̆, подземный̆), цели использования. При этом существует перечень исключений, когда рентная плата за использование воды не взимается.

В Нидерландах плата за сбросы воды в канализацию для домохозяйств определяется муниципалитетами в зависимости от количества жильцов. В Германии и Словении используется фиксированный̆ тариф за условную единицу вредности сброшенных вод, которая определяется уровнем их загрязненности. В Италии тарифы на сбросы и очистку сточных вод устанавливаются муниципалитетами ежемесячно в фиксированном виде. Во Франции плата за сброс сточных вод включает платежи за потребленную воду (0,5 Евро за м3) и плату за модернизацию водосборной̆ системы (до 0,3 Евро за м3).

В Финляндии плата за сброс сточных вод в канализацию также состоит из двух частей: одна фиксированная – за подключение к системе и обслуживание, вторая - зависит от объема сброса и уровня загрязнённости воды.

Ряд европейских стран облагают налогом не только точечные, но и диффузные источники загрязнения вод (Дания, Бельгия, Нидерланды, Швеция), а именно, используемые в сельском хозяйстве минеральные и органические удобрения и пестициды. Во Франции существует налог на пестициды и стиральный порошок – ставка последнего зависит от содержания фосфатов. В отдельных странах, которые имеют выход к морю, таких как Финляндия, Швеция, Мальта, существуют налоги за загрязнение моря транспортом (нефтью, другими отходами). При этом Мальта и Израиль ввиду ограниченности внутренних водных ресурсов и приемников сточных вод за плату выдают разрешения на сброс сточных вод в море через так называемые глубоководные выпуски.

Наряду с платежами за потребление и загрязнение воды в отдельных странах существуют другие специфические платежи, связанные с конкретным видом водопользования. Например, распространенными являются налоги, связанные с использованием водных объектов для разведения аквакультуры (Словения и др.).

Также в некоторых странах введен налог на производство электроэнергии гидроэлектростанциями (ГЭС). Так в Латвии существует налог на гидроэлектростанции мощностью менее 2МВт, который начисляется по ставке 0,0085 Евро за 100 м3 воды, прошедшей через гидросооружение. В Хорватии при использовании воды для производства электроэнергии ставка налога определяется в процентах от стоимости 1 кВтч электроэнергии. В Словении плата также взимается в расчете на объем производства электроэнергии на гидроэлектростанциях: для электростанций мощностью менее 10 МВт ставка составляет около 0,19 Евро за 1 МВтч, для электростанций мощность более 10МВт – 1,5 Евро за 1 МВтч. В Польше, Украине, Румынии, Болгарии ставка налога на гидроэнергию не зависит от мощности электростанции [42].

В целом система налогов и платежей за пользование водными ресурсами и объектами включает широкий перечень налогов, сборов, страховых и иных платежей, которые определяются характером водопользования и особенностями экономического регулирования в той или иной стране. Выделяя при этом налоговые платежи, стоит отметить, что их применение редко обуславливается фискальными целями. Первоочередную роль играет функция регулирования водопользования и стимулирование водосбережения и очистки стоков. Поэтому размер как самих налогов, так и поступлений, как правило, не велик. А результативность таких налогов определяется тем, насколько их применение позволяет достигать целей водопользования.

Также важным аспектом применения налоговых платежей является уровень вмешательства государства в экономику и характер собственности на водные ресурсы. Чем более либеральными являются экономические отношения и чем лучше развит институт частной собственности, тем меньшую роль в регулировании водопользования играют налоги в сравнении с неналоговыми (коммерческими) платежами.

Механизмы финансирования услуг водоснабжения в ирригации

Ирригация в сельском хозяйстве - основная сфера повторного использования воды во всех странах. В развитых странах ирригация ландшафтов является второй сферой применения очищенной сточной воды. Повторное использование для этой цели воды осуществляется на муниципальном, коммерческом и домашнем уровнях.

В соответствии с моделью ОЭСР, финансирование услуг по поставкам воды для ирригации базируется на трех финансовых источниках: тарифы, налоги, трансферты (субсидии). В большинстве случаев, как для орошения, так и для питьевого водоснабжения, вклад пользователя за счет тарифов и налогов недостаточен, чтобы полностью покрыть все расходы, связанные с поставкой воды. Оставшаяся часть финансируется за счет субсидий государства или из иных источников. Такая политика имеет решающее значение на этапе планирования инвестиций, когда выбор направления развития сельского хозяйства имеет важное значение для закрепления населения в сельской местности и увеличения доходов семей или укрепления торгового баланса.

В Европе очищенная сточная вода повторно используется для ирригации в сельском хозяйстве, ирригации ландшафтов, в оборотных системах промышленности, для пополнения подземных вод, для использования коммунальными службами. В настоящее время в Европе существует примерно 700 проектов повторного использования сточной воды. Больше всего их в странах Южной Европы (Кипр, Франция, Греция, Мальта, Португалия, Испания). Проекты повторного использования сточной воды есть также в государствах Северной и Центральной Европы (Бельгия, Швеция, Великобритания). В настоящее время в Италии на Сицилии, в Сардинии, в Палермо, Геле внедряется 16 новых проектов повторного использования воды. В Швеции реализуется более 40 проектов повторного использования воды: перед использованием для ирригации очищенные стоки хранятся сроком до девяти месяцев в больших резервуарах. В Италии из-за засухи некоторые местные власти объявили предельные нормативы потребления воды и установили штрафы (500 Евро) за их превышение.

В соответствии с законодательством Марокко, пользователи крупных оросительных систем должны вносить свой вклад в размере 40 % от инвестиционной стоимости ирригационной инфраструктуры. Тарифы и уровень сбора средств недостаточно высоки, чтобы обеспечить возмещение затрат (в настоящее время собираемых средств достаточно для покрытия около 72 % от потребности). В Алжире управляющие орошением организации сталкиваются с финансовыми проблемами при поддержании технического состояния оборудования и инфраструктуры. Некоторые алжирские водохозяйственные организации занимаются дополнительной деятельностью, чтобы повысить свои доходы. В Бразилии при строительстве новых систем с 2000 г. капитальные затраты включались в тарифную систему, что привело к тому, что фермеры стали возделывать только высокорентабельные и неводоемкие культуры, обеспечивая таким образом экономию воды и компенсацию капитальных и эксплуатационных затрат[42].

Когда тарифы низкие, невозможно финансировать затраты на техническое обслуживание и состояние систем ухудшается. Это вызывает нежелание фермеров платить за предоставляемые услуги, ведет к более низкой собираемости финансовых средств и менее качественному обслуживанию. В свою очередь, слишком высокие тарифы могут стать непосильными для фермеров с низким уровнем доходов. Эффективная ценовая политика должна обеспечить баланс между различными целями.

Ирригационная инфраструктура должна быть эффективной̆ (иметь низкие потери воды) для обеспечения высоких темпов окупаемости. Поскольку стоимость воды определяется забранными из источника и транспортируемыми, а не используемыми объемами воды, то, чем больше потери воды, тем выше плата. КПД распределительных сетей является ключевым фактором для ограничения стоимости воды, даже если это требует регулярных затрат на техническое обслуживание.

Для возмещения затрат уровень собираемости платы за воду столь же важен, как и уровень стоимости воды. Для решения этого вопроса могут использоваться различные инструменты: привлечение водопользователей̆ к управлению водными ресурсами; внедрение эффективной̆ системы санкций; развитие гибких систем платежей̆.

Использование тарифов в качестве стимула для экономии водных ресурсов актуально только тогда, когда имеется эластичный̆ спрос, реагирующий̆ на повышение или понижение стоимости воды, а плата за воду представляет разумную часть доходов водопользователей̆, поэтому повышение цен не имеет социально-негативного воздействия. Если спрос на воду неэластичен или плата за нее составляет большую часть доходов фермеров, другие более подходящие стимулы управления спросом должны быть использованы для экономии воды (квоты, улучшение техники полива, кампании по повышению осведомленности и т. д.). Стремление к «лучшей приемлемой̆ стоимости» находит отражение в соответствующем географическом масштабе его реализации. Как правило, для определения фиксированной̆ платы наиболее подходит местный̆ - бассейновый масштаб, в котором легче адаптировать цели и качество услуг к запросам пользователей̆.

Стимулы управления спросом на воду.

Можно выделить три типа стимулов управления спросом на водные ресурсы:

– Стимулы регулирования. Эти виды стимулов могут быть эффективными, если водохозяйственная администрация внедрила систему мониторинга. Стимулы регулирования эффективны в краткосрочной перспективе и часто используются лишь в кризисные моменты нехватки водных ресурсов.

– Экономические стимулы позволяют облегчить (через предоставление субсидии) или понизить уровень (налоги/сборы/тарифы) финансовых ограничений для пользователей. Они действенны в краткосрочной или среднесрочной перспективах.

– Стимулы, основанные на повышении уровня осведомленности, непосредственно влияют на предпочтения пользователей. Этот вид стимулов действенен в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В итоге, тарифы и налоги могут играть роль сдерживания или даже снижения спроса на воду.



GreenTech. Устойчивое управление водными ресурсами