Приоритетные ниши (под-направлений) для развития GreenTech в Казахстане
На основе списка рассмотренных технологических задач и по результатам 2-й Сессии были определены следующие приоритетные ниши технологического развития направления «Устойчивое управление водным ресурсами»:
1) Инструменты для анализа, планирования и контроля эффективности водопользования;
2) Поддержка маловодных и безводных технологий;
3) Цифровизация систем управления водопользованием, учета и мониторинга;
4) Модернизация систем сельскохозяйственного, промышленного и коммунального водоснабжения и водоотведения;
5) Водосбережение в зданиях и домохозяйствах;
6) Дополнительные источники воды;
7) Восстановление естественных режимов рек и озер.
Перечень продуктов, технологических решений и сценариев их развития в приоритетных под-направлениях GreenTech
Таблица 1 - Приоритетные технологические решения для устойчивого водообеспечения Казахстана и Сценарий развития технологии по направлению «Управление водными ресурсами»
На основе списка рассмотренных технологических задач и по результатам 2-й Сессии были определены следующие приоритетные ниши технологического развития направления «Устойчивое управление водным ресурсами»:
1) Инструменты для анализа, планирования и контроля эффективности водопользования;
2) Поддержка маловодных и безводных технологий;
3) Цифровизация систем управления водопользованием, учета и мониторинга;
4) Модернизация систем сельскохозяйственного, промышленного и коммунального водоснабжения и водоотведения;
5) Водосбережение в зданиях и домохозяйствах;
6) Дополнительные источники воды;
7) Восстановление естественных режимов рек и озер.
Перечень продуктов, технологических решений и сценариев их развития в приоритетных под-направлениях GreenTech
Таблица 1 - Приоритетные технологические решения для устойчивого водообеспечения Казахстана и Сценарий развития технологии по направлению «Управление водными ресурсами»
Сценарное планирование развития перспективных ниш
В послании Президента Казахстана дефицит водных ресурсов рассматривается как угроза национальному развитию и безопасности. В долгосрочной стратегии развития страны поставлены цели по устойчивому обеспечению водой населения и сельского хозяйства к 2030 году и к 2050 году решить все проблемы с водными ресурсами. При этом экологическая основа водных ресурсов- стабильность экосистем –не должна быть ущемлена в интересах экономического развития.
При увеличении дефицита издержки, связанные с недостатком водных ресурсов, будут расти. Экономические убытки оцениваются в сумму около 6-7 млрд. долларов США в год. При этом затраты на переход от водо-расточительной экономики (ФАО, UN-Water) к экономике, основанной на экономии водных ресурсов, составляют менее 1 млрд. долларов в год. При этом капитальные затраты до 2030 года оцениваются в 10 млрд. долл., в том числе на установку и модернизацию очистных сооружений- 1-2 млрд. долл.
Водные ресурсы Казахстана – живая, уникальная и уязвимая система, которая подвержена внешним рискам намного больше, чем в других странах по следующим причинам:
- экологически уязвимые экосистемы бессточных бассейнов рек и высокие уровни испарения с поверхности озер приводят к значительному расходу воды на их поддержание (для сохранения водных экосистем необходимо 30 млрд. м3/год.
- зависимость от трансграничных рек из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана составляет более 40%, при ежегодном сокращении стока. Согласно прогнозам, приток трансграничных рек может сократиться на 40% уже к 2030 г.
- водные ресурсы Казахстана подвергаются воздействию глобального потепления и увеличению таяния ледников, что скажется особенно на реках и водоснажении юга страны.
Негативный сценарий (business as usually)
В результате неэффективого управления, растущей потребности в воде и сокращения устойчивых запасов воды к 2030 году прогнозируется дефицит воды в размере 14 млрд. м3. К 2050 году дефицит еще увеличится- до 20 млрд. м3, что составляет уже 70% от потребности в водных ресурсах, если не будут приняты меры по усилению управления и экономии водных ресурсов.
При отсутствии кардинальных и срочных мер по водосбережению дефицит воды может привести к:
- необратимой деградации водных экосистем, особенно озера Балхаш, дельты рек Урал и Или, речных систем и систем водоснабжения Центрального Казахстана, деградации казахстанской части Арала (Северного Арала) - с серьезными социальными и экономическими последствиями;
- необходимости жесткого нормирования потребления воды, сокращения производства продуктов питания, а также ухудшению обеспечения питьевой водой и здоровья населения;
- существенному повышению затрат на водообеспечение и тарифов для населения из-за дефицита воды и необходимости введения новых и более дорогих источников водоснабжения (опреснение, трубопроводы и переброска водных ресурсов между бассейнами).
Таким образом, дефицит воды и неэффективное управление водными ресурсами может стать основным препятствием для экономического роста и социального развития Казахстана. При этом низкие цены на воду, высокий уровень субсидий в водоемкие производства, а также плохое состояние инфраструктуры создают препятствия для внедрения инноваций и технологий по экономии воды.
Общий ущерб, связанный с недостатком воды, в 2030 году оценивается на уровне 7–8 млрд долларов США в год, т.е. более 80 млрд. долларов США до 2030 года.
Предлагаемый сценарий
Потенциал экономии и улучшения качества воды за счет инноваций, управления и техннологий в Казахстане весьма значительный. Эффективность использования водных ресурсов в стране значительно ниже, чем в других странах со схожей экономикой и климатом- от 3-х до 10 раз.
1. Потенциал экономии воды в сельском хозяйстве – основном потребителе воды составляет 6,5–7 млрд м3. Для реализации этого потенциала необходимы следующие технологические меры:
1) Внедрение современных технологий орошения и других современных водосберегающих технологий- позволит сэкономить 1,5 млрд м3, в том числе:
- внедрение капельного орошения и других современных водосберегающих технологий на посевных площадях,
- уменьшение полива напуском с 80% до 5% поливных площадей;
- увеличение площадей закрытого грунта до 1700 га в 2030 году.
2) Замена водоемких культур на менее водо-интенсивные; сокращение малорентабельных и водоемких культур – риса и хлопка в Балхаш-Алакольском и Арал-Сырдарьинском бассейнах - позволит сэкономить 3,5 млрд. м3 к 2030 г.
3) Снижение потерь воды при транспортировке в 3 раза позволит сэкономить 1,8 млрд. м3 к 2030 году.
4) Цифровизация и всех конечных и промежуточных водопользователей. Наличие автоматизированного мониторинга и учета - обязательное условие для снижения потерь воды и дефицита водных ресурсов.
2. Технологии и методы повышения эффективности водопользования в промышленности на 25% позволят сэкономить 1,5-2 млрд. м3 к 2030 году, в том числе:
1) снижение потребления воды за счет водосбережения в энергетической, добывающей и металлургической отраслях (сократит потребление на 20%);
2) повторное использование сточных вод и оборотного водоснабжения за счет изменения стандартов и норм (на 5-10%);
3) повышение стандартов забора и очистки воды для промышленных предприятий.
3. Направление “Экономия воды в коммунальном хозяйстве и зданиях” на 10-15% позволит сэкономить до 0,2 млрд. м3, в том числе:
- внедрение волосберегающего оборудования и водооборотных систем, устранение утечек в домах и коммунальных сетях;
- повышение стандартов водосбережения для бытовой техники и сантехники.
4. По направлению “Дополнительные источники воды”:
1) Строительство водохранилищ и резервуаров для сдерживания стоков воды при паводках и компенсации дефицита воды в периоды засух;
2) Ремонт и перестройка магистральных оросительных каналов, крупной инфраструктуры;
3) Строительство станций очистки сточных вод и установок очистки соленой и загрязненной воды;
4) Комплексный подход к восстановлению естественных режимоы рек и бассейновых систем, включая посадку пойменых лесов, восстановление дельт, ВБУ, очистка от иловых осадков.
Как обязательное условие для реализации названных выше мер требуется совершенствование законодательства, стандартов, стимулов и системы управления водными ресурсами:
1) улучшение системы управления водными ресурсами на национальном уровне и кардинальное усиление полномочий бассейнового уровня управления для обеспечения совместного и бесконфликтоного управления и обновления инфраструктуры и технологий в общих интересах сохранения водных ресурсов (без секторальной конкуренции за воду);
2) контроль лимитов на воду и пересмотр субсидий и стимулов в сторону водосбережения.
По проблемам загрязнения и сточных вод, как со стороны промышленных предприятий, так и вследствие недостаточной очистки сточных вод необходимы:
1) Переход системы нормирования на европейские стандарты для стимулирования и внедрения новых технологий и инвестиций.
2) Необходимо строительство и/или модернизация очистных сооружений практически во всех крупных городах страны, что потребует инвестиций в размере 1-2 млрд. долларов США.
3) Модернизация КОС на основе мембранных технологий и других необходимы также во всех населенных пунктах страны.
Общий потенциал от внедрения инноваций и технологий, а также инновационных моделей управления водными ресурсами позволяет покрыть потребности экономики, населения и природной среды и составляет 14 млрд. м3 к 2030 г. В случае же непринятия или несвоевременного принятия мер, расходы на покрытие дефицита воды к 2030 г. вырастут до 80 млрд. долл. (McKinsey), с растущими рисками социальных и трансграничных конфликтов.
В послании Президента Казахстана дефицит водных ресурсов рассматривается как угроза национальному развитию и безопасности. В долгосрочной стратегии развития страны поставлены цели по устойчивому обеспечению водой населения и сельского хозяйства к 2030 году и к 2050 году решить все проблемы с водными ресурсами. При этом экологическая основа водных ресурсов- стабильность экосистем –не должна быть ущемлена в интересах экономического развития.
При увеличении дефицита издержки, связанные с недостатком водных ресурсов, будут расти. Экономические убытки оцениваются в сумму около 6-7 млрд. долларов США в год. При этом затраты на переход от водо-расточительной экономики (ФАО, UN-Water) к экономике, основанной на экономии водных ресурсов, составляют менее 1 млрд. долларов в год. При этом капитальные затраты до 2030 года оцениваются в 10 млрд. долл., в том числе на установку и модернизацию очистных сооружений- 1-2 млрд. долл.
Водные ресурсы Казахстана – живая, уникальная и уязвимая система, которая подвержена внешним рискам намного больше, чем в других странах по следующим причинам:
- экологически уязвимые экосистемы бессточных бассейнов рек и высокие уровни испарения с поверхности озер приводят к значительному расходу воды на их поддержание (для сохранения водных экосистем необходимо 30 млрд. м3/год.
- зависимость от трансграничных рек из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана составляет более 40%, при ежегодном сокращении стока. Согласно прогнозам, приток трансграничных рек может сократиться на 40% уже к 2030 г.
- водные ресурсы Казахстана подвергаются воздействию глобального потепления и увеличению таяния ледников, что скажется особенно на реках и водоснажении юга страны.
Негативный сценарий (business as usually)
В результате неэффективого управления, растущей потребности в воде и сокращения устойчивых запасов воды к 2030 году прогнозируется дефицит воды в размере 14 млрд. м3. К 2050 году дефицит еще увеличится- до 20 млрд. м3, что составляет уже 70% от потребности в водных ресурсах, если не будут приняты меры по усилению управления и экономии водных ресурсов.
При отсутствии кардинальных и срочных мер по водосбережению дефицит воды может привести к:
- необратимой деградации водных экосистем, особенно озера Балхаш, дельты рек Урал и Или, речных систем и систем водоснабжения Центрального Казахстана, деградации казахстанской части Арала (Северного Арала) - с серьезными социальными и экономическими последствиями;
- необходимости жесткого нормирования потребления воды, сокращения производства продуктов питания, а также ухудшению обеспечения питьевой водой и здоровья населения;
- существенному повышению затрат на водообеспечение и тарифов для населения из-за дефицита воды и необходимости введения новых и более дорогих источников водоснабжения (опреснение, трубопроводы и переброска водных ресурсов между бассейнами).
Таким образом, дефицит воды и неэффективное управление водными ресурсами может стать основным препятствием для экономического роста и социального развития Казахстана. При этом низкие цены на воду, высокий уровень субсидий в водоемкие производства, а также плохое состояние инфраструктуры создают препятствия для внедрения инноваций и технологий по экономии воды.
Общий ущерб, связанный с недостатком воды, в 2030 году оценивается на уровне 7–8 млрд долларов США в год, т.е. более 80 млрд. долларов США до 2030 года.
Предлагаемый сценарий
Потенциал экономии и улучшения качества воды за счет инноваций, управления и техннологий в Казахстане весьма значительный. Эффективность использования водных ресурсов в стране значительно ниже, чем в других странах со схожей экономикой и климатом- от 3-х до 10 раз.
1. Потенциал экономии воды в сельском хозяйстве – основном потребителе воды составляет 6,5–7 млрд м3. Для реализации этого потенциала необходимы следующие технологические меры:
1) Внедрение современных технологий орошения и других современных водосберегающих технологий- позволит сэкономить 1,5 млрд м3, в том числе:
- внедрение капельного орошения и других современных водосберегающих технологий на посевных площадях,
- уменьшение полива напуском с 80% до 5% поливных площадей;
- увеличение площадей закрытого грунта до 1700 га в 2030 году.
2) Замена водоемких культур на менее водо-интенсивные; сокращение малорентабельных и водоемких культур – риса и хлопка в Балхаш-Алакольском и Арал-Сырдарьинском бассейнах - позволит сэкономить 3,5 млрд. м3 к 2030 г.
3) Снижение потерь воды при транспортировке в 3 раза позволит сэкономить 1,8 млрд. м3 к 2030 году.
4) Цифровизация и всех конечных и промежуточных водопользователей. Наличие автоматизированного мониторинга и учета - обязательное условие для снижения потерь воды и дефицита водных ресурсов.
2. Технологии и методы повышения эффективности водопользования в промышленности на 25% позволят сэкономить 1,5-2 млрд. м3 к 2030 году, в том числе:
1) снижение потребления воды за счет водосбережения в энергетической, добывающей и металлургической отраслях (сократит потребление на 20%);
2) повторное использование сточных вод и оборотного водоснабжения за счет изменения стандартов и норм (на 5-10%);
3) повышение стандартов забора и очистки воды для промышленных предприятий.
3. Направление “Экономия воды в коммунальном хозяйстве и зданиях” на 10-15% позволит сэкономить до 0,2 млрд. м3, в том числе:
- внедрение волосберегающего оборудования и водооборотных систем, устранение утечек в домах и коммунальных сетях;
- повышение стандартов водосбережения для бытовой техники и сантехники.
4. По направлению “Дополнительные источники воды”:
1) Строительство водохранилищ и резервуаров для сдерживания стоков воды при паводках и компенсации дефицита воды в периоды засух;
2) Ремонт и перестройка магистральных оросительных каналов, крупной инфраструктуры;
3) Строительство станций очистки сточных вод и установок очистки соленой и загрязненной воды;
4) Комплексный подход к восстановлению естественных режимоы рек и бассейновых систем, включая посадку пойменых лесов, восстановление дельт, ВБУ, очистка от иловых осадков.
Как обязательное условие для реализации названных выше мер требуется совершенствование законодательства, стандартов, стимулов и системы управления водными ресурсами:
1) улучшение системы управления водными ресурсами на национальном уровне и кардинальное усиление полномочий бассейнового уровня управления для обеспечения совместного и бесконфликтоного управления и обновления инфраструктуры и технологий в общих интересах сохранения водных ресурсов (без секторальной конкуренции за воду);
2) контроль лимитов на воду и пересмотр субсидий и стимулов в сторону водосбережения.
По проблемам загрязнения и сточных вод, как со стороны промышленных предприятий, так и вследствие недостаточной очистки сточных вод необходимы:
1) Переход системы нормирования на европейские стандарты для стимулирования и внедрения новых технологий и инвестиций.
2) Необходимо строительство и/или модернизация очистных сооружений практически во всех крупных городах страны, что потребует инвестиций в размере 1-2 млрд. долларов США.
3) Модернизация КОС на основе мембранных технологий и других необходимы также во всех населенных пунктах страны.
Общий потенциал от внедрения инноваций и технологий, а также инновационных моделей управления водными ресурсами позволяет покрыть потребности экономики, населения и природной среды и составляет 14 млрд. м3 к 2030 г. В случае же непринятия или несвоевременного принятия мер, расходы на покрытие дефицита воды к 2030 г. вырастут до 80 млрд. долл. (McKinsey), с растущими рисками социальных и трансграничных конфликтов.