GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Управление отходами.

Анализ законодательной базы, стандартов и НДТ. Оценка потенциальных правовых рисков и ограничений

По итогам проведенных сессий, на которых были определены приоритетные технологические задачи и пути их решения для внедрения зеленых технологий в области управления отходами, проведенный анализ показал следующую картину.

Экологическим кодексом РК отходы, образуемые в Казахстане, разделяются на отходы производства (образуемые промышленными предприятиями) и потребления (образуемые населением, организациями).

В целях реализации зеленой повестки, определенной Казахстаном, успешного внедрения принципов наилучших доступных технологий (НДТ) и циркулярной экономики, минимизации образования отходов и сокращения образованных, для анализа были выделены виды деятельности установленные Приложением 3 к Экологическому кодексу Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК (Перечень областей применения наилучших доступных техник)[4]. Таким образом, в рамках данного проекта предлагалось рассмотреть использование зеленых технологий для отходов, образуемых промышленными предприятиями в экономике страны. Поскольку, в процессе деятельности промышленных предприятий образуется огромное количество побочных продуктов, а не отходов, которые можно использовать в других отраслях экономики. Это мировая практика. Страны перешедшие на принципы НДТ в данном направлении достигли внушительных результатов. Так, например, из отходов горно-перерабатывающих предприятий с помощью нетрадиционных технологий (различных видов выщелачивания) получают более 40 % годового объема меди, 35 % золота и значительную долю других металлов. В США доля вторичного сырья в производстве цветных металлов составляет (%): по меди — 55%, вольфраму — 28%, никелю —25%. Подобная тенденция использования вторичных ресурсов наблюдается в Канаде, Великобритании, ЮАР, Испании и других странах Западной Европы, где используются на 85–90 %. Образуемая предприятиями нефтегазовой отрасли «сера» широко используется в производстве инсектицидов, спичек, удобрений, взрывчатых веществ, бумаги, полимеров, красок и красителей, при вулканизации каучука, строительстве дорог и т.д. Огромные объёмы побочного продукта химической промышленности - фосфогипса накопленные АО «Казфосфат» могли бы использоваться в сельском хозяйстве в качестве добавки к минеральным удобрениям, в качестве мелиорантов (гипсование и известкование почв) по эффективности не уступает природному сыромолотому гипсу, в цементном производстве , что позволяет уменьшить расход топлива, повысить производительность печей и качество цементного клинкера, удлинить срок службы футеровки печей. При получении из фосфогипса 1 т. сульфата аммония выделяется 760 кг высококачественного осажденного мела, который может быть использован в производстве строительных материалов. У данного продукта довольно широкий спектр применения. При производстве цемента можно использовать золошлаки ТЭЦ. Как альтернативный источник энергии, отходы потребления (ТБО).

Разработанные в Казахстане проекты Справочников по НДТ, предусматривают аналогичные рекомендации для предприятий, которые обязаны получить комплексные экологические разрешения (1 января 2025 г.).

Вместе с тем, как показал анализ законодательство РК не способствует продвижению принципов НДТ, внедрению зеленых технологий. В последующем существующие законодательные барьеры не позволят полноценно перейти на принципы НДТ, к циркулярной экономике (один из главных компонентов климатической повестки).

Действующее регулирование не позволяет переводить промышленные отходы из одного статуса в другой. Концептуально неверный подход. Классификатор отходов, утвержденный приказом и.о. Министра экологии и природных ресурсов т 6 августа 2021 года № 314., который показывает возможность определенного отхода к дальнейшему использованию, он отмечен (*). Это говорит о том, что есть технология, которая может преобразовать его в сырье, материал. Однако, согласно Классификатора, субъект обязан провести лабораторные исследования. Практика показала, что в стране нет таких лабораторий. С этим же сталкиваются предприятия, которые нашли решение (по использованию своих отходов в технологическом производстве), но не могут сделать лабораторное подтверждение. На сессиях эксперты, субъекты бизнеса поднимали вопрос создания такой лаборатории.

Как уже было обозначено, на примере передачи отходов цементным предприятиям. Кодекс не позволяет применять данные механизмы, из-за «барьеров» установленных статьей 333 ЭК РК в части утраты статуса отходов и перехода в категорию готовой продукции или вторичного ресурса (материального или энергетического) «после того, как в их отношении проведены операции по восстановлению и образовавшиеся в результате таких операций вещества или материалы отвечают установленным в соответствии с настоящим Кодексом критериям». Золошлаки, фосфогипс не требуют «восстановления», более того, для использования таких отходов такие предприятия должны иметь лицензию, либо зарегистрированы в уведомительном порядке в местном исполнительным органе. Тоже самое, при передаче отходов (золошлаков) для строительства дорог. Уполномоченный орган предъявляет требования в ДСУ зарегистрироваться как предприятия осуществляющее переработку отходов. Разработанные промышленными предприятиями стандарты, не являются для строительных организации основанием использования, сертифицированные материалов в своей деятельности, из-за отсутствия таковых в СНИПах. И таких примеров масса. Требуется большая работа по совершенствованию законодательства рк в целом по всем направлениям, где могут быть использованы побочные продукты деятельности («отходы») в экономике. Для оценки потенциала необходимо провести инвентаризацию таких отходов.

В целях развития переработки отходов в области потребления, для субъектов малого бизнеса необходимо предусмотреть снижение налоговой нагрузки по примеру опыта Республики Узбекистан, где налоги были снижены до 1%. Такая политика позволила в короткие сроки нарастить реальную переработку (а не сортировку) до 26%.

Кроме того, в законодательстве дается понятие «отходы производства», однако отсутствуют понятия «побочные продукты» и «вторичное сырье», не устанавливается в отношении них отдельный правовой режим регулирования. В то же время законодательством Евросоюза четко разграничиваются понятия «отходы», «вторичное сырье» и «побочные продукты», устанавливаются критерии того, как идентифицировать побочные продукты, а также условия, когда получаемые в результате процесса производства вещества или объекты не относятся к отходам, а являются побочными продуктами; а также устанавливаются критерии для того, чтобы переводить ресурсно-ценные фракции отходов в разряд вторичного сырья. Все это способствует успешной реализации политики ресурсной эффективности, в результате реализации которой должна быть создана экономика замкнутого цикла.

Эксперты поднимали вопрос закрытости информации в области образованных отходов. Отсутствие достоверной информации о количественных и качественных характеристиках образующихся отходов, отсутствие системы организационных мер по поиску возможных потребителей не позволяет эффективно управлять отходами, и определять потребности в технологических решениях. Как правило информация является устаревшей, не актуальной. Технологии развиваются быстрее, чем актуализируется информация уполномоченным органом. В этой связи предлагается внедрить высококачественные системы мониторинга отходов и управления данными. Разработать информационную онлайн систему для сбора актуальных и точных данных о количестве, типе, обработке различных потоков отходов с использованием искусственного интеллекта. Что позволит формировать инвестиционные предложения бизнесу в области переработки отходов.

Стимулирующие законодательные меры и финансовые инструменты для развития GreenTech

Стимулирование развития GreenTech в области управления отходами может осуществляться через ряд законодательных мер и финансовых инструментов.

Законодательные барьеры для внедрения зеленых технологий в области управления отходами и проблемные вопросы:

  • Проблемы связанные с установлением статуса;
  • Проблема переработки пластика. Государство ежегодно теряет порядка 1,5 млрд $.
  • Проблема регулирования медицинских отходов от населения
  • «Зеленые закупки». Закуп товаров произведенных из отходов производства и потребления;
  • Проблема строительных отходов
  • Проблема биоразлагаемых отходов (пищевые отходы, иловые осадки);
  • Усилить ответственность за нарушение ст. 344, 505 КоАп РК.(борьбы со стихийными свалками).

Для решения данных вопросов требуются изменения в следующих нормативно-правовых актов:

  • Экологический кодекс РК;
  • Налоговый кодекс РК;
  • Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан;
  • Проект Строительного кодекса РК
  • Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного
  • комплекса и сельских территорий»;
  • Закон РК «О государственных закупках».

А также предлагаются финансовые меры такие, как:

1. Для субъектов, осуществляющих прием (сбор) вторичного сырья предусмотреть зачет по входящему НДС;

2. МИО ввести фиксированную плату за реализацию пластика для полигонов и др. меры поддержки;

3. Депозитно-залоговая система (возврат потребителю). Поставщиками мед. препаратов. Установить пункты приема просроченных мед.средств;

4. Отменить налог на доходы физ. лиц осуществляющие сбором отходов (РФ, Узбекистан);

5. Ввести условные скидки 20 и более % при наличии в товаре вторичной переработки отходов;

Введение налоговых льгот для компаний, занимающихся GreenTech в сфере управления отходами. Это может включать в себя уменьшение налогов на прибыль или налоговых вычетов для компаний, инвестирующих в инновационные технологии по обработке и утилизации отходов.

Предоставление грантов и субсидий для исследований и внедрения новых технологий в сфере управления отходами. Эти финансовые поощрения могут помочь компаниям преодолеть начальные затраты на разработку и внедрение экологически чистых технологий.

Введение строгих экологических стандартов для обработки и утилизации отходов, а также предоставление бонусов или преимуществ для компаний, соответствующих этим стандартам. Это может стимулировать конкуренцию в направлении более эффективных и экологически чистых технологий.

Создание системы торговли выбросами для компаний, занимающихся управлением отходами. Это может создать дополнительные финансовые мотивы для сокращения выбросов и развития технологий, способствующих устойчивому управлению отходами.

Введение законодательства, обязывающего компании осуществлять переработку определенного процента своих отходов. Это может стимулировать инвестиции в технологии переработки и утилизации.

Создание программ страхования для инновационных проектов в области управления отходами. Это может снизить финансовые риски для инвесторов и компаний, что способствует инвестициям в новые технологии.

Все вышеперчисленные меры могут работать в комплексе, обеспечивая компаниям мотивацию для внедрения и развития GreenTech в сфере управления отходами, что, в свою очередь, способствует более устойчивому и эффективному использованию ресурсов.
GreenTech. Управление отходами