Глава 4. Анализ потенциала рынка. Чистый транспорт.
Оценка потенциала, емкости рынка для ключевых технологических ниш
В 2020 году только один из каждых 25 проданных в мире автомобилей оснащался электрической силовой установкой, тогда как в 2023-м этот показатель достиг одного из пяти. Таким образом, за три года спрос на электромобили в глобальном масштабе увеличился в пять раз. Такие данные приводятся в отчете Международного энергетического агентства (МЭА), обнародованном 23 октября 2023 года.
Спрос на электрифицированные автомобили продолжает быстро расти. Объясняется это появлением новой экономики экологически чистой энергии, а также стремлением компаний снизить выбросы вредных газов в атмосферу. По оценкам Canalys, мировые продажи электрифицированных машин, включая полностью электрические модели и гибриды с возможностью зарядки от электрической сети, в первом полугодии 2023-го подскочили на 49% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 6,2 млн единиц. В отчете МЭА говорится, что к 2030-му на дорогах мира будет почти в 10 раз больше электромобилей, нежели в 2023 году.
Подсчитаны продажи электрических автобусов, грузовиков и фургонов в мире за год.
По итогам 2022 года в глобальном масштабе было реализовано 11,49 млн электрифицированных транспортных средств, а в дальнейшем ожидается устойчивый рост данного рынка. Об этом говорится в исследовании Gartner, результаты которого были обнародованы 7 сентября 2023 года.
В рассмотрение берутся как полностью электрические автомобили (BEV), так и машины, оборудованные гибридной силовой установкой с возможностью зарядки блока аккумуляторных батарей от электрической сети (PHEV). Аналитики подразделяют все электрифицированные транспортные средства на четыре категории: это легковые автомобили, автобусы, фургоны и тяжелые грузовики.
По оценкам, в 2022-м на легковые автомобили пришлось приблизительно 11,13 млн единиц в общем объеме продаж электрифицированных транспортных средств. Еще 198,73 тыс. штук составили автобусы, примерно 137,67 тыс. единиц — фургоны. На тяжелые грузовики пришлось около 22,6 тыс.
По итогам 2023 года суммарные продажи электрифицированных транспортных средств, по подсчетам Gartner, достигнут 15,43 млн. Из них легковые машины составят 14,98 млн штук. Продажи автобусов, фургонов и тяжелых грузовиков оцениваются в 202,73 тыс., 218,34 тыс. и 30,16 тыс. соответственно. В 2024-м, полагают аналитики, суммарные продажи электрифицированных транспортных средств окажутся на уровне 17,86 млн, то есть, увеличатся на 19% по отношению к предыдущему году. При этом отгрузки легковых моделей, автобусов, фургонов и тяжелых грузовиков оцениваются в 17,86 млн, 207,85 тыс., 349,95 тыс. и 39,35 тыс. единиц соответственно.
Как было отмечено ранее, рынок чистых технологий охватывает широкий спектр технологических решений, включая электрические автомобили, инфраструктуру зарядных станций, технологии батарей, автономные системы управления, сети общественного транспорта, инновации в области водородных технологий и многое другое.
Объем рынка технологических решений в сфере чистого транспорта в Казахстане сложно определить, так как в стране практически отсутствуют собственные производственные линии. Однако учитывая, что на рынке электрокаров Казахстан станет частью глобального тренда, упрощенные подсчеты говорят о потенциале в 1 млрд долларов США.
Важно отметить, что рост и емкость рынка чистого транспорта могут значительно различаться в зависимости от региона и страны. Например, Северная Америка, Европа и Китай имеют наибольший спрос на чистые технологии и наибольшую инфраструктуру зарядных станций для электромобилей. В других регионах развитие чистого транспорта может быть менее интенсивным.
С фактическим ростом количества электромобилей, автономных автомобилей и инфраструктуры зарядных станций, а также с развитием инноваций в области батарейных технологий и экологической мобильности, емкость рынка чистого транспорта ожидается увеличиваться. Особенно важным фактором является поддержка со стороны правительств, которая может стимулировать рост рынка чистого транспорта через субсидии, налоговые льготы и нормативы, способствующие снижению выбросов углерода.
Оценка конкурентов
Оценка конкурентов в направлении «Чистый транспорт» включает в себя анализ основных игроков на рынке. Ниже представлены общие характеристики и оценка нескольких крупных конкурентов:
Tesla, Inc.
Преимущества:
Лидер в области электрических автомобилей с широким модельным рядом.
Инновационные технологии, высокая эффективность и дальность поездок.
Недостатки:
Высокие цены на автомобили.
Ограниченная инфраструктура зарядных станций в некоторых регионах.
Toyota Motor Corporation
Преимущества:
Лидер в области гибридных автомобилей, таких как модели Prius.
Широкий опыт в производстве экологически чистых автомобилей.
Недостатки:
Меньшая дальность по сравнению с электрическими автомобилями.
Ограниченное портфолио полностью электрических транспортных средств.
Nissan Motor Co., Ltd. (Nissan Leaf)
Преимущества:
Популярный электрический автомобиль (Nissan Leaf) с приемлемой ценой.
Непрерывные улучшения в технологиях батарей и дальности поездок.
Недостатки:
Ограниченное разнообразие моделей в сравнении с конкурентами.
Конкуренция в сегменте электрических автомобилей усиливается.
Volkswagen Group (ID. Series)
Преимущества:
Амбициозные планы по разработке и производству электрических автомобилей (ID. Series).
Крупный объем производства и распространения по всему миру.
Недостатки:
Новый участник на рынке электрических автомобилей, что требует времени для завоевания доли рынка.
BYD Company Limited
Преимущества:
Китайская компания с фокусом на электрические транспортные средства и батарейные технологии.
Широкий спектр электрических автобусов и легковых автомобилей.
Недостатки:
Ограниченное присутствие на мировом рынке в сравнении с глобальными брендами.
Рынок чистого транспорта быстро развивается, и конкурентная обстановка может меняться в соответствии с новыми технологиями и стратегиями компаний.