GreenTech Materials

Глава 5. Регуляторный анализ. Чистый воздух.

Анализ законодательной базы, стандартов и НДТ, оценка потенциальных правовых рисков и ограничени

1) Загрязнители первого и второго класса опасности обязаны работать с компаниями, официально зарегистрированными в Техгарден. Разработать новую модель выпуска «зеленых» облигаций для всех загрязнителей, которые используют технологические решения для снижения загрязнения воздуха в том числе с нулевой ставкой. Разрешить институтам развития покупать в свой портфель такие ценные бумаги.

2) Компании загрязнители обязаны выносить все свои запросы по воздуху через Astana Hub или Tech Garden, если 1% на НИОКР не был передан в Техгарден или Astana Hub, то у Самрука появляется обязательство в течение 2-х лет неиспользованные средства передать в Техгарден. Также акиматы.

3) Коллегиальный орган: Министерство цифровизации, акиматы, экологическая общественность должны определять список компаний, гарантирующих, что их потоковые данные по загрязнению воздуха нельзя изменять. Сейчас добывающие компании выбирают неавторизованные компании, которые позволяют «редактировать» данные. «Белые» поставщики будут в формате тендера спорить друг с другом качеством и ценой

4) Для железнодорожных компаний требование запрета на участках, где есть электрофицированные участки обеспечивать переход на локомотивы на электротяге

5) Обеспечить перевод всех путей для ЖД на электрифицированные

6) Установить количественную цель по улучшению качества воздуха и снижению объемов выбросов от промпредприятий, транспорта и частного сектора (по аналогии со снижением квот по парниковым газам) для акимов городов и областей. Необходима законодательная норма по возможности продажи в сеть электроэнергии, получаемой от ВИЭ и одновременно финансовые меры стимулирования по приобретению панелей или ветряков. Либо инвестиции в обмен на тариф, либо субсидирование на входе.

7) Установить независимый республиканский мониторинг воздуха в крупных и самых загрязненных городах.

Стимулирующие законодательные меры и финансовые инструменты для развития GreenTech

Проблемные вопросы в законодательных актах по направлению «Чистый воздух и зеленые насаждения», следующие:

1) Станции технического осмотра на соответствуют стандарту и освобождены от проверок;

2) Отсутствие катализаторов у большинства автомобилей;

3) Газификация частного сектора. Отсутствие требований перевода на газ всех объектов и системы финансирования инвестиции в обмен на тариф;

4) Углеродный рейтинг. Бизнес и общество нужно активно вовлекать через геймификацию;

5) Системы моделирования данных для создания бенчмарка изменений.

Предлагаемые стимулирующие законодательные меры по данному направлению:

Станции технического осмотра:

  1. Изменение в законе требования с уведомительного характера на лицензирование;
  2. Минимальные требования по техническому оснащению каждой станции. Онлайн передача данных по каждому осмотру и мониторинг камерами.

Катализаторы:

  1. Запрет передвижений авто без катализаторов;
  2. Обязательная замена катализаторов каждые 100 тысяч км пробега.

Газификация частного сектора:

  1. Запрет выдачи разрешений на строительство в местах где не подведен газ и запрет эксплуатации без газа в городах более 100 тысяч человек;
  2. Утверждение программы для средних и крупных городов инвестиции в обмен на тариф.

Углеродный рейтинг:

  1. Обязать основных загрязнителей в городах (кафе, рестораны, отели) переходить на многоразовые предметы;
  2. Разрешить акиматам городов использовать средства от экологических платежей и штрафов использовать на стимулирование участия граждан и бизнеса.

Моделирование данных:

  1. Обязать все виды загрязнителей использовать Автоматические системы мониторинга и передавать данные на единый сервер;
  2. Определять точку для данных.

Предлагаемые финансовые инструменты для развития GreenTech по направлению «Чистый воздух и зеленые насакждения»:

Инвестиции в обмен на тариф.

Активно используется, когда у пользователей нет возможности сразу оплатить стоимость модернизации. В этом случае необходимо предоставлять длинные дешевые деньги, например, для газовой компании, чтобы она могла разом подключить всех пользователей и через повышенный тариф возвращаться займ государства.

Венчурные инвестиции для зеленых стартапов.

Особенность зеленых проектов связана с тем, что они пока имеют относительно небольшую потребительскую аудитории относительно всего населения и бизнеса. Поэтому по всему миру создают и стимулируют фонды, которые финансируют стартапы только экологической направленности.

Местные фонды только на технологические проекты.

Согласно Экологического кодекса суммы штрафов в области экологии, собранные в данном регионе, используются в нем же. Проблема в том, что зачастую их используют на посадки деревьев, расширение русел рек, устранение свалок, где невозможно проследить эффективность. Необходимо все средства использовать только для финансирования технологических стартапов, установки автоматических систем мониторинга воздуха и воды с агрегированием данным в единых информационных системах.
GreenTech. Чистый воздух и устойчивые зеленые насаждения