Количественные показатели рынка чистого транспорта Казахстана
В Казахстане на сегодняшний день доля автотранспорта с электрическим топливом составляет менее 1%, однако за последние годы количество электромобилей в стране стремительно выросло. Так, если в 2022 году в стране насчитывалось 812 электромобилей, то на 1 мая 2023 года их количество выросло более чем в три раза, составив 2790 единиц транспорта на электрическом топливе, из которых 2472 – легковые автомобили. Автотранспорт в Казахстане занимает третье после железнодорожного и трубопроводного место в единой транспортной системе страны по объему перевозимых производственно-хозяйственных грузов. Но именно автомобильный транспорт – лидер по количеству выбросов ПГ в атмосферу (86,5% от общего объема выбросов CO2-экв. в транспортном секторе в 2020 году).
Основные игроки рынка чистого транспорта Казахстана
Количество местных компаний, предлагающих услуги и решения в секторе чистого транспорта очень ограничено. Однако, тем не менее существуют стратапы и компании в начальной стадии развития, как Adele Energy. Adele Energy представляет собой инжиниринговую компанию по установке зарядной инфраструктуры для электрокаров.
Технологические тренды, применимые в Казахстане
Несмотря на то, что Казахстан входит в первую десятку нефтегазодобывающих стран с огромным экспортным потенциалом урановых ресурсов. Казахстану необходимо переосмыслить тип энергии, используемой и методы управления энергетическими системами.
VEHICLE -TO-GRID
По оценке IRENA1 число электрокаров в мире уже к 2050 году достигнет одного миллиарда единиц, с общей энергетической емкостью батарей в 14 ТВтч. Эксперты оценивают, что массовое использование электрокаров для балансирования сети может сократить затраты операторов до 90%. Без сомнения данный тренд касается и казахстанского рынка электрокаров, уже сегодня набирающий обороты.
Использование электрокаров для балансирования сети уже не новая идея. Однако, вопрос интеграции станций зарядки в сеть, а также создание мотивации для водителей стала главной задачей для разработчиков. В данном вопросе, универсальных решений нет, так как каждая страна имеет свои ограничения в зависимости от модели рынка, средней стоимости электроэнергии, развитости инфраструктуры и др.
Создав приложение для владельцев электрокаров, позволяющее использовать емкости батарей для балансирования мощностей, возможно реализовать сразу два основных продукта. Первое, создать экономически выгодное решение для оператора сети (KEGOC) в деле балансирования мощностей. Второе, создать добавленную стоимость за счет освоения нового рынка - станций зарядок электромобилей.
Принцип работы Smart Charging App (SCA) заключается в том, что водители электромобилей смогут указывать свои предпочтения по зарядке. К примеру, владелец пожелавший оставить авто на зарядке на всю ночь до 08.00 утра разрешает выбирать оптимальный режим зарядки с учетом загруженности сети, а не сразу в момент подключения.
SCA подбирает время и интенсивность зарядки в зависимости от баланса потребления и генерации в сети. Таким образом сглаживая пики потреблений и заполняя нагрузку в ночное время, водители принесут экономическую выгоду оператору сети. За каждый киловатт-час умной зарядки водители получают финансовое вознаграждение.
Помимо прочего они смогут отслеживать свои доходы в приложении. По достижении определенного порога вознаграждения переводятся на их банковский счет. Следующий уровень интеграции предполагает использование емкости батарей электромобилей в качестве накопителей энергии.
Оценка степени инновационности и потенциала коммерциализации технологий
Коммерциализация технологий чистого транспорта представляет огромный потенциал как для экономического роста, так и для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Вот несколько аспектов, которые демонстрируют этот потенциал:
Рынок чистого транспорта, включая электрические автомобили, водородные автомобили, и другие экологически дружественные транспортные решения, ожидается, будет стремительно расти. Это создает возможности для компаний разрабатывать, производить и продвигать чистые автомобили и связанные технологии. Коммерциализация чистого транспорта стимулирует инновации в области батарейных технологий, автономного вождения, сетей зарядных станций и др. Это делает отрасль более конкурентоспособной и стимулирует развитие новых решений. Рост чистого транспорта ведет к созданию рабочих мест в сфере производства, обслуживания, разработки программного обеспечения, инженерных исследований и других смежных отраслях [53].
Чистый транспорт способствует снижению выбросов парниковых газов и воздействия на климат. Многие правительства внедряют нормативы, стимулирующие использование чистых транспортных решений. Электрические автомобили и другие формы чистого транспорта могут быть более экономичными в эксплуатации, так как электроэнергия обычно дешевле бензина или дизельного топлива.
Это может привести к экономии денег для потребителей. Чистые транспортные решения помогают улучшить качество воздуха в городах, что способствует здоровью населения и снижению заболеваемости. Коммерциализация чистого транспорта также включает в себя возможности в сфере инфраструктуры (зарядные станции, автоматизированные парковки и др.) и сервисов, таких как каршеринг и аренда электросамокатов. Технологии чистого транспорта имеют потенциал для экспорта на мировые рынки, что может способствовать росту экспортных доходов страны. С развитием чистого транспорта возрастает необходимость в интегрированных системах управления транспортом, что создает новые возможности для инфраструктуры и технологических решений. Многие правительства предоставляют субсидии и налоговые льготы для компаний, разрабатывающих и продвигающих чистые технологии.
Эти аспекты подтверждают значительный потенциал коммерциализации технологий чистого транспорта как для бизнеса, так и для общества в целом. Однако также существуют вызовы, такие как необходимость инвестиций в исследования и разработки, конкуренция на рынке и развитие инфраструктуры.
В Казахстане на сегодняшний день доля автотранспорта с электрическим топливом составляет менее 1%, однако за последние годы количество электромобилей в стране стремительно выросло. Так, если в 2022 году в стране насчитывалось 812 электромобилей, то на 1 мая 2023 года их количество выросло более чем в три раза, составив 2790 единиц транспорта на электрическом топливе, из которых 2472 – легковые автомобили. Автотранспорт в Казахстане занимает третье после железнодорожного и трубопроводного место в единой транспортной системе страны по объему перевозимых производственно-хозяйственных грузов. Но именно автомобильный транспорт – лидер по количеству выбросов ПГ в атмосферу (86,5% от общего объема выбросов CO2-экв. в транспортном секторе в 2020 году).
Основные игроки рынка чистого транспорта Казахстана
Количество местных компаний, предлагающих услуги и решения в секторе чистого транспорта очень ограничено. Однако, тем не менее существуют стратапы и компании в начальной стадии развития, как Adele Energy. Adele Energy представляет собой инжиниринговую компанию по установке зарядной инфраструктуры для электрокаров.
Технологические тренды, применимые в Казахстане
Несмотря на то, что Казахстан входит в первую десятку нефтегазодобывающих стран с огромным экспортным потенциалом урановых ресурсов. Казахстану необходимо переосмыслить тип энергии, используемой и методы управления энергетическими системами.
VEHICLE -TO-GRID
По оценке IRENA1 число электрокаров в мире уже к 2050 году достигнет одного миллиарда единиц, с общей энергетической емкостью батарей в 14 ТВтч. Эксперты оценивают, что массовое использование электрокаров для балансирования сети может сократить затраты операторов до 90%. Без сомнения данный тренд касается и казахстанского рынка электрокаров, уже сегодня набирающий обороты.
Использование электрокаров для балансирования сети уже не новая идея. Однако, вопрос интеграции станций зарядки в сеть, а также создание мотивации для водителей стала главной задачей для разработчиков. В данном вопросе, универсальных решений нет, так как каждая страна имеет свои ограничения в зависимости от модели рынка, средней стоимости электроэнергии, развитости инфраструктуры и др.
Создав приложение для владельцев электрокаров, позволяющее использовать емкости батарей для балансирования мощностей, возможно реализовать сразу два основных продукта. Первое, создать экономически выгодное решение для оператора сети (KEGOC) в деле балансирования мощностей. Второе, создать добавленную стоимость за счет освоения нового рынка - станций зарядок электромобилей.
Принцип работы Smart Charging App (SCA) заключается в том, что водители электромобилей смогут указывать свои предпочтения по зарядке. К примеру, владелец пожелавший оставить авто на зарядке на всю ночь до 08.00 утра разрешает выбирать оптимальный режим зарядки с учетом загруженности сети, а не сразу в момент подключения.
SCA подбирает время и интенсивность зарядки в зависимости от баланса потребления и генерации в сети. Таким образом сглаживая пики потреблений и заполняя нагрузку в ночное время, водители принесут экономическую выгоду оператору сети. За каждый киловатт-час умной зарядки водители получают финансовое вознаграждение.
Помимо прочего они смогут отслеживать свои доходы в приложении. По достижении определенного порога вознаграждения переводятся на их банковский счет. Следующий уровень интеграции предполагает использование емкости батарей электромобилей в качестве накопителей энергии.
Оценка степени инновационности и потенциала коммерциализации технологий
Коммерциализация технологий чистого транспорта представляет огромный потенциал как для экономического роста, так и для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Вот несколько аспектов, которые демонстрируют этот потенциал:
Рынок чистого транспорта, включая электрические автомобили, водородные автомобили, и другие экологически дружественные транспортные решения, ожидается, будет стремительно расти. Это создает возможности для компаний разрабатывать, производить и продвигать чистые автомобили и связанные технологии. Коммерциализация чистого транспорта стимулирует инновации в области батарейных технологий, автономного вождения, сетей зарядных станций и др. Это делает отрасль более конкурентоспособной и стимулирует развитие новых решений. Рост чистого транспорта ведет к созданию рабочих мест в сфере производства, обслуживания, разработки программного обеспечения, инженерных исследований и других смежных отраслях [53].
Чистый транспорт способствует снижению выбросов парниковых газов и воздействия на климат. Многие правительства внедряют нормативы, стимулирующие использование чистых транспортных решений. Электрические автомобили и другие формы чистого транспорта могут быть более экономичными в эксплуатации, так как электроэнергия обычно дешевле бензина или дизельного топлива.
Это может привести к экономии денег для потребителей. Чистые транспортные решения помогают улучшить качество воздуха в городах, что способствует здоровью населения и снижению заболеваемости. Коммерциализация чистого транспорта также включает в себя возможности в сфере инфраструктуры (зарядные станции, автоматизированные парковки и др.) и сервисов, таких как каршеринг и аренда электросамокатов. Технологии чистого транспорта имеют потенциал для экспорта на мировые рынки, что может способствовать росту экспортных доходов страны. С развитием чистого транспорта возрастает необходимость в интегрированных системах управления транспортом, что создает новые возможности для инфраструктуры и технологических решений. Многие правительства предоставляют субсидии и налоговые льготы для компаний, разрабатывающих и продвигающих чистые технологии.
Эти аспекты подтверждают значительный потенциал коммерциализации технологий чистого транспорта как для бизнеса, так и для общества в целом. Однако также существуют вызовы, такие как необходимость инвестиций в исследования и разработки, конкуренция на рынке и развитие инфраструктуры.