GreenTech Materials

Глава 4. Анализ потенциала рынка. Управление отходами.

Оценка потенциала, емкости рынка для ключевых технологических ниш

Вопрос управления отходами является одним из ключевых направлений перехода Казахстана к зеленой экономике определен на 2013–2050 годы. Ожидается, что внедрение зеленых технологий позволит повысить энергоэффективность экономики Казахстана на 40–60% и сократить потребление воды на 50%, довести долю переработки твердых бытовых отходов до 40% к 2030 году и 50% к 2050 году[30].

Переход к «зеленому» росту потребует эффективной координации усилий между органами власти, национальными и международными инвесторами и обществом.

Общий объем инвестиций, необходимых для реализации Концепции по переработки ТБО, оценивается в среднем в 3–4 млрд долларов США в год в течение 2014-2050 годов. Крупнейшие годовые инвестиции потребуются в 2020–2024 годах, примерно 1,8% от общего объема ВВП. К сожалению, в стратегическом документе не поставлены целевые показатели по управлению промышленных отходов, с точки зрения циркулярной экономики.

Процессы производственной деятельности и отходообразования промышленных предприятий приводят к обострению основных противоречий экономических интересов и состояния экосистем. Одним из направлений нормализации экологической ситуации является выявление возможности и целесообразности взаимосвязи отходообразования и инновационной деятельности. На долю промышленных предприятий приходиться порядка 31,6 млрд тонн промышленных отходов. Ежегодный прирост составляет около 1 млрд тонн. Это, в основном, техногенно-минеральные образования (ТМО), включая вскрышную породу и золошлаки (70% от общего объема), отходы обрабатывающей промышленности (10 % от общего объема) и пр. деятельности (20 %). Ведется работа по их переработке.

Рисунок 1 – Образование промышленных отходов и уровень их переработки в РК
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, Шрифт

Автоматически созданное описание
Применение образованных отходов промышленными предприятиями в экономике страны всерьез не рассматривается как экономический потенциал. С внедрением в стране принципов наилучших доступных технологий, нормативными правовыми актами (Справочник по НДТ) отходы рассматриваются как потенциальное сырье, материалы, ресурсы для использования в строительной, химической, энергетической, сельском хозяйстве и других отраслях. Именно это направление является перспективным для развития с применением зеленых технологий. Ставенками по НДТ рекомендовано порядка 70 наименований отходов, которые применимы в обозначенных отраслях экономики. Для определения возможностей и оценки емкости предлагаемых отходов необходимо провести инвентаризацию таких отходов.

Анализ предложений научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, других площадок поддерживающих развитие зеленых технологий показал низкий потенциал технологических ниш: в области промышленных отходов: переработка нефтешламов и золошлаков (23 предложения), предложения для развития возобновляемой энергетики, производства органических удобрений – 37 предложений или 4 % от общего объема.

Твердые бытовые отходы. Ежегодно в Казахстане образуется 4,5–5 млн тонн твердых бытовых отходов (далее – ТБО). ТБО сортируются и перерабатываются на заводах в городах Астана, Шымкент и Жанаозен, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса. В том числе: органические отходы (биологически разлагаемые отходы) 30% или 1,4 млн.тн.

Опасные отходы. В стране с советских времен накоплен колоссальный объем СОЗ-содержащих отходов: 40,3 тысяч штук ПХД-содержащие масла трансформаторы и конденсаторы,82,6 тонн и 4 100 литров, устаревших запрещенных, непригодных к использованию пестицидов, 3,7 тыс. тонн захороненных пестицидов, 13,5 тыс. штук тары от пестицидов. Однако вопрос утилизации остается открытым[68].

По прогнозам экологов, уже к 2025 году количество твердых бытовых отходов увеличится до восьми миллионов тонн в год.

Стартовавшая в 2021 году программа Ecoqolday объединила 529 активных пользователей, 124 из которых - сборщики макулатуры, пластика и стекла, 28 – заводы утилизаторы и 377 - транспортировщики вторичного сырья. С начала реализации проекта «EcoQolday» сборщикам и транспортировщикам было выплачено свыше 1,2 млрд тенге. На переработку отправлено более 53 191,9 тонн вторичного сырья. За один килограмм макулатуры заводы утилизаторы платили от 40 до 130 тенге, за пластиковые отходы – от 50 до 228 тенге, за килограмм стекла - 20–28 тенге. Увы, проект продержался недолго, он прекратил свое существование через год и целая отрасль экономики – перспективная во всем мире, оказалась перед угрозой «вымирания». До 2021 года, когда государство начало стимулировать развитие промышленности по переработке вторичного сырья, это самое сырье вовсю экспортировалось в сопредельное государство.

Сформировавшийся рынок требует государственной поддержки.

Потенциал в области переработки твердых бытовых отходов также огромен. Представленный анализ в п.2.1. отчета это показывает, т.к. не все виды отходов перерабатываются. Например, ниша по переработке строительных отходов абсолютно свободна, строительный мусор является предметом несанкционированных свалок, пищевые отходы также остаются без внимания бизнеса, и местных исполнительных органов. Пищевые отходы источник брожения, образования свалочного газа на полигонах, загрязнители подземных вод. Очень много образуется отходов от текстильной промышленности, люди выбрасывают старую одежду в баки, на свалки. Данное направление также остается невостребованным.

Рисунок 2 – Образование твердых бытовых отходов, коммунальных отходов и уровень их переработки в РК
Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, линия

Автоматически созданное описание
Оценка конкурентов

Для развития конкуренции необходимы равные условия доступа на рынок. В Казахстане вопрос конкурентоспособности можно рассматривать с точки зрения наличия административных барьеров. Антимонопольным органом Республики Казахстан в ходе проведения анализа товарного рынка сбора, вывоза, сортировки и захоронения ТБО установлены административные и экономические ограничения: значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по сбору, вывозу ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам захоронению, недостаточное количество мусорных контейнеров и необходимость их замены, низкий тариф на оказание данного вида услуг и низкий уровень оплаты данных услуг. Согласно подпункту 3) пункта 3 статьи 365 ЭК РК, местные представительные органы (маслихаты) районов, городов областного значения, городов республиканского значения, столицы реализуют государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством утверждения тарифов для населения на сбор, транспортировку и захоронение твердых бытовых отходов. Установленная тарифная политика разниться в зависимости от региона. Кроме этого, существенным административным барьером является процедура получения земельного участка для организации полигона захоронения ТБО, поскольку количество таких земельных участков ограничено и передаются через договор доверительного управления для пользования субъекту ТБО на большие сроки. Что, в свою очередь, ограничивают вхождения на данный рынок других участников рынка. Низкий уровень конкуренции на рынках услуг по вывозу, сортировке и захоронению ТБО, обусловлен избыточным государственным регулированием, а именно:

- ценовое регулирование. Разница тарифов между регионами составляет 4 раза (от 108 до 431 тенге для физических лиц), что указывает на необъективное формирование цен;

- местные исполнительные органы ограничивают доступ на товарные рынки. Существующие барьеры и действия местных исполнительных органов имеют существенное значение в развитии конкуренции, внедрении зеленых инновационных технологий.

Следовательно местные исполнительные органы являются главными «конкурентами» в развитии отрасли по переработке отходов.

Аналогичная ситуация складывается в области применения промышленных отходов с применением инновационных решений. Например, в Казахстане существуют технология по модификации дорожного битума активным резиновым порошком с получением резинового асфальта. Технология позволяет повышает все характеристики асфальтового покрытия дорог от 5 до 10 дет, что предусматривает сокращение траты бюджетных средств в 5 и 10 раз соответственно. Однако, местным исполнительным органам такой предложение не является привлекательным, т.к. пострадают объемы бюджетного финансирования. Такая технология используется в США, в странах ЕС, Китае и др.
GreenTech. Управление отходами